Философия, ее предмет и роль в культуре общества
Работа добавлена: 2016-05-20





Тема 1.

Философия, ее предмет и роль в культуре общества.

(4 часа)

  1. Общее понятие о философии и ее отличие от других видов духовной деятельности людей. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии.
  2. Человек и его бытие – центральная проблема философии. Основной вопрос философии, его исторические формы и трактовка в воззрениях Ф.Бэкона, И.Канта, Ф.Энгельса, А.Камю и др. Варианты ответа на основной вопрос философии: его онтологический (материализм, идеализм, дуализм) и гносеологический (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм) аспекты.
  3. Философия в системе научного знания, ее соотношение с частными  науками. Философия и медицина.
  4. Основные функции философии и ее роль в развитии культуры.
  5. Структура философского знания. История философии как источник философских идей.

1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии.

Философия зародилась около 2,5 тыс. лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае – и достигла своей классической формы в Древней Греции.

Термин «философия» был введенПифагором и дословно означал «любовь к мудрости» («phileo» – любовь, «sophia» – мудрость). Первоначально философское знание включало в себя всю совокупность знаний о мире, позже из него выделились частные науки: математика, астрономия, медицина и др. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире, задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие, глубинные вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия – это форма духовной деятельности человека, форма общественного сознания, направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.

В свою очередь,мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека и принципы его поведения. Исторически философии предшествовали такие мировоззренческие системы, как мифология и религия.

Формирование того или иного типа мировоззрения, в т.ч. философии, - это объективный исторический процесс, основой которого является изменение форм человеческой жизнедеятельности.Мифология формировалась на ранних, доклассовых стадиях развития общества, для которых были характерны коллективные формы ведения хозяйства (натуральное хозяйство: собирательство, охота, рыболовство). На этом этапе ни объективно, ни субъективно человек не выделял себя из окружающего мира – природы и общества. Появление таких форм деятельности, как земледелие, скотоводство, а позже – ремесло, создало предпосылки для общественного разделения труда и формирования системы социального неравенства. На этом этапе человек выделяется из природного мира, формируется привилегированный социальный слой – жреческие лица, служители культа. Вышеназванное послужило объективной основой формированиярелигиозного мировоззрения.Философия возникла в классово организованном обществе с появлением групп людей, свободных от материального производства, физического труда и имеющих возможность посвятить себя духовной, мыслительной деятельности.

Мифология представляла собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений, появление на Земле человека, определить место человека в мире.Мифология (греч.mythos – повествование) – это форма общественного сознания, отражающая действительностьв виде фантастических представлений,в эмоционально-образной форме. В мифах выражались представления о единстве, неразделенности человека и природы, на явления природы переносились человеческие свойства. Мифические существа, порожденные фантазией древнего человека – боги, духи, герои – наделялись человеческими качествами. Мифы были не только попыткой объяснить окружающий мир, но и регулятором поведения, в них находили выражение нравственные нормы и эстетические представления. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Элементы мифологического мировоззрения сохранились и в современном общественном сознании.

Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, отражает действительностьв иллюзорной, эмоционально-образной форме. Но в мифологии человек не выделяет себя из природы, мифологические существа живут в реальном, земном мире, общаются с людьми, поэтому для мифологии нет непознаваемого. В религии же мир разделяется на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и небесный, сверхъестественный, недоступный чувственному восприятию. Поэтому основой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, которая проявляется в поклонении высшим, сверхъестественным силам. Религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает в себя общечеловеческие нравственные нормы и принципы и сохраняет свое влияние на мораль современного общества.

Мифология и религия являются необходимыми естественнымипредпосылками формирования философского мировоззрения: мифология впервые дала осознание глубокой взаимосвязи человека и природы, а религия явилась первой попыткой осмысления единства человеческого рода, универсальной целостности всего бытия. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. стремление к обобщенному осмыслению вопросов о мире и месте человека в нем. Нофилософия является качественно новым типом мировоззрения: в отличие от ранних типов, философия характеризуетсярациональным осмыслением действительности, отражающим мирв логико-понятийной форме. Философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризующуюся стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

2. Человек и его бытие – центральная проблема философии. Основной вопрос философии, его исторические формы и трактовка в воззрениях Ф.Бэкона, И.Канта, Ф.Энгельса, А.Камю и др. Варианты ответа на основной вопрос философии: его онтологический (материализм, идеализм, дуализм) и гносеологический (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм) аспекты.

Центральная мировоззренческая проблема –об отношении человека к миру – конкретизируется в философии каквопрос об отношении мышления к бытию, об отношении идеального и материального. Этот вопрос являетсяосновным вопросом философии, т.к. через отношение человека, его сознания к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Любое философское учение основывается на его решении, опирается на него как на исходный принцип.

В истории философской мысли существовало множество различных интерпретаций ОВФ. В Новое время, когда в связи с бурным развитием науки и техники  на первый план выходят вопросы научного познания, англ. философ Ф.Бэкон формулирует ОВФ как вопрос о возможности получения достоверного знания о мире. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.Кант основное содержание философии изложил в виде трех вопросов: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и следующего из них вывода: «Что есть человек?». В ХХ в. А.Камю, представитель экзистенциализма – «философии существования» - направления, поставившего под сомнение возможности человеческого разума, в «Мифе о Сизифе» сформулировал основной вопрос философии так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». Однако эти и другие трактовки ОВФ представляют собой отдельные стороны философского вопроса об отношении человеческого сознания к бытию. В наиболее общей, признанной классической формулировке этот вопрос был поставлен в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886): «Великий вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Смысл ОВФ заключается в признании двух основных типов реальности: материальной и духовной, одна из которых предшествует другой и порождает ее.

ОВФ имеет две взаимообусловленные стороны: онтологическую и гносеологическую (онтология – учение о бытии;гносеология – теория познания)

Вопрос о том, что является первичным – материальное или идеальное – представляет собойонтологическую сторону ОВФ. В зависимости от решения этого вопроса выделяется несколько основныхфилософских направлений.

1)материализм – его представители признают первичным материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание считают вторичным, производным от материи. Философский материализм в своем развитии прошел несколько этапов. Его основными историческими формами являются:

а)стихийный материализм, сложившийся вантичной натурфилософии; его представители отождествляли субстанцию бытия с различными природными стихиями (вода, огонь, воздух и др.);

б)атомистический материализм – одна из ранних исторических форм материализма, признающая первоосновой мира атом как мельчайшую неделимую частицу вещества. Наиболее ярким представителем был античный философДемокрит;

в)метафизический, механистический материализмXVII -XVIII вв., представители которого рассматривали материальный мир как замкнутую механическую систему, объясняли развитие природы и общества законами механики;

г)вульгарный материализм, сложившийся в философииНового времени в связи с развитием естественных наук. Представители этого направления отрицали социальную природу человеческого сознания, трактовали его только как физиологическое свойство мозга;

д)антропологический материализм, подчеркивающий тесное единство человека и окружающей его природной среды, рассматривающий человека как вершину эволюции природы, как ее разумную часть. Эта форма материализма получила наиболее яркое выражение в трудах представителя немецкой классической философии Л.Фейербаха;

е)диалектический материализм – одна из основных исторических форм материализма, возникшая во второй половине ХIХ в. на основе достижений естествознания и общественных наук и получившая свое обоснование вмарксизме. Это философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого сознания исходя из положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.

2)Идеализм – его представители считают, что духовное предшествует материальному и творит его. Различают две разновидности идеализма:

а)объективный, сторонники которого исходят из признания основой всего существующего объективного, т.е. независимого от человека духовного начала (Мировой Дух или Разум, Абсолютная Идея, идея Бога и т.д.). Объективный идеализм близок к религии, но не тождествен ей: религия опирается на веру, а идеалистическая философия, в том числе ее религиозные направления, обосновывает свои положения рациональными, логическими средствами;

б)субъективный, представители которого считают первичным сознание человека (субъекта), которое признается единственной реальностью, а действительность рассматривается как результат духовного творчества субъекта.

3)Дуализм (латduo – два) – его представители признают материальное и духовное двумя равноправными, независимыми началами.

Гносеологическая сторона ОВФ решает проблему познаваемости мира (Познаваем ли мир? Может ли человеческое мышление составлять истинное, соответствующее действительности знание и мире?) В зависимости от решения этого вопроса выделяются следующие направления:

1)гносеологический оптимизм, представители которого не сомневаются в познавательных возможностях человеческого разума, утверждают, что человек способен раскрыть сущность вещей, познать законы природы и общества, составить истинную картину мира;

2) скептицизм, представители которого выражают сомнение в возможности получения полного, истинного знания о мире;

3) агностицизм, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания сущности материального мира, закономерностей развития природы и общества.

3. Философия в системе научного знания, ее соотношение с частными  науками. Философия и медицина.

С выделением отдельных наук в самостоятельные области знаний возникает вопрос о соотношении философии и частных наук (подчастными науками понимаются те, которые изучают отдельные области реальности). Существует несколько точек зрения на данную проблему:

1)философия рассматривается как «наука наук», как всеобъемлющая система, включающая всю сумму знаний о мире;

2)сциентизм (лат.scienia – наука, знание) – направление, абсолютизирующее роль науки и отрицающее философию как особую область научного знания. Свое теоретическое обоснование сциентизм получил внеопозитивизме, объявившем единственным источником истинного знания частные науки, а не нуждающиеся в абстрактных рассуждениях и умозрительных философских построениях. Роль философии представители данного направления сводят к логическому анализу научного языка;

3)антисциентизмограничивает роль науки решением узко практических задач. Коренные мировоззренческие проблемы, с точки зрения антисциентизма, могут быть решены путем отказа от научных методов в результате интуиции, озарения. Эта точка зрения представлена в различных направленияхиррационализма (с лат – отрицание разумности).

Однако вопрос о соотношении философии и частных наук не может быть решен однозначно. С одной стороны, философияотличается от частных наукпо предмету и по методу познания. Предмет частных наук – отдельные стороны действительности; предмет философии – всеобщее, человек и мир в их единстве. Философия не использует эмпирические методы познания, а решает свои проблемы с помощью теоретического мышления. В то же время философиисвойственны основные признаки научности: рациональность, системность изложения, аргументированность положений и выводов, стремление к получению истинного знания.

Связь философии и частных наук проявляется в следующем:

-философия опирается на частнонаучные знания, подвергая их теоретическому анализу и обобщению (*развитие наук в эпоху Нового времени, расцвет математики, физики, механики – формирование механистического мировоззрения; *великие естественнонаучные открытия 19 в.: учение Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии – диалектико-материалистическое учение);

-в свою очередь, философия по отношению к частным наукам выступает в качестве мировоззренческой и методологической базы, разрабатывает общетеоретические принципы, ценностные установки, методы познания, категориальный аппарат.

[Доказательством тесной связи философии и частных наук служит то, что многие философы являлись в то же время учеными-естествоиспытателями (врачи-философы, математики и т.д.).]

Философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества: экономикой и политикой, правовой и моральной сферами, искусством и т.д.

Философия и медицина.

В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

1)Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет рольмировоззренческойи методологическойбазы.Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).

3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет оврачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.

В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания– философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом являетсямедицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина –биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.

4.Основные функции философии в обществе.

Круг философских проблем тесно связан с функциями философии в обществе.

1)Мировоззренческаяфункция заключается в том, что философия разрабатывает систему взглядов на мир и место человека в мире. Исходной установкой для реализации этой функции является ответ на ОВФ. Давая целостную систему взглядов на действительность, философия ориентирует людей в их жизни и деятельности, помогает выработать активное, творческое отношение к действительности.

2)Гносеологическая, или познавательнаясостоит в том, что, раскрывая закономерности функционирования и развития человеческого познания, философия исследует пути и средства достижения истины.

3)Методологическая (методология – учение о путях и способах познания) заключается в том, что философия вырабатывает общие методы познания бытия.

4)Аксиологическая (аксиология – учение о системе ценностей) выражается в том, что любая философская система не только обосновывает свои положения, но и дает им оценку, формирует систему ценностей, определяет идеалы.

5)Интегрирующая функция направлена на обобщение данных частных наук с целью построения целостной, обобщенной картины мира, на интеграцию различных областей духовной культуры (науки, морали, права, эстетики и т.д.).

5.Структура философского знания. История философии как источник философских идей.

В философском знании выделяются отдельные разделы. Основные из них следующие:

1)онтология – учение о бытии;

2)гносеология – теория познания;

3)философская антропология – раздел философии, в центре внимания которого проблемы сущности человека, человеческого бытия, категории человеческого существования;

4)социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики и закономерности развития общественной жизни;

5)философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью человеческой истории, с ее движущими причинами;

6)этика – учение о нравственности;

7)эстетика – учение о прекрасном, о его смысле и проявлении в жизни и в искусстве;

8)история философии – рассматривает этапы исторического развития философской мысли.

Для современной философии и науки характерны процессыдифференциации иинтеграции. С одной стороны, в философском знании выделяются все новые, относительно самостоятельные разделы (*философия науки, техники, медицины, искусства и др.), с другой – многие области философии включают в себя достижения других разделов философии, а также науки и культуры в целом (*философия и методология науки выделилась из теории познания, одновременно вобрала в себя достижения социальной философии, истории философии, а также истории науки; *философия глобальных проблем обобщила знания из области социальной философии, экономики, экологии, политики и др.)

Одним из важных разделов философского знания является история философии. Она рассматривает творчество мыслителей прошлого и настоящего, выделяет эпохи в развитии философии, выявляет основные тенденции развития философской мысли, анализирует связь философских идей с особенностями социально-исторического и культурного развития общества.

ИФ как особая область знания зародилась уже в древности. Сочинения Платона и Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников. Первым специальным историко-философским трудом принято считать сочинениеДиогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Первые историко-философские работы имели описательный характер, постепенно формируется научный подход к анализу философских учений.Гегель впервые показал развитие философской мысли как единый, исторически обусловленный процесс, связанный с социально-историческим развитием общества, прогрессом науки и духовной культуры в целом.

История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.Ее значение определяется тем, что история человеческого общества не может быть осмыслена без изучения истории общественной мысли. ИФ в концентрированном виде выражает духовный опыт человечества.

Главнымисточником ИФ являются философские произведения прошлого.

Задача историко-философского исследования – критический анализ философских теорий, выявление общественно-исторической обусловленности их возникновения и связи с другими учениями. Философское мышление – логико-понятийное, категориальное. Философские категории – это формы мышления и одновременно ступени его развития. Поэтому ИФ предполагает также исследование категорий в их историческом развитии.

Основным принципом историко-философского анализа являетсяпринцип историзма, согласно которому любое философское учение рассматривается в контексте общественно-политических, экономических, культурных условий, обусловивших его возникновение и развитие, определивших его национальное своеобразие.

Философия возникла на Древнем Востоке (Индия, Китай) в середине 1 тысячелетия до н.э. в условиях утверждения системы социального неравенства и формирования государственности.

Западная философия также возникла в середине 1 тысячелетия до н.э. в Древней Греции и в своем историческом развитии прошланесколько этапов:

1.античная философия (VI в. до н.э – V в. н.э.);

2.философия Средних веков (распад Римской империи в V в. – XVв.);

3.философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.);

4.философия Нового времени (XVII – XIX вв.);

5.западная философия ХХ в.

Особое место в мировой философской культуре занимает русская философия, которая также прошла в своем развитии ряд этапов и достигла своего расцвета в XIX – нач. XX вв.

Общепризнанным критерием выделения этапов развития философии является периодизация развития гражданской истории. Характер философской мысли каждого этапа обусловлен уровнем экономического развития общества, особенностями социального и политического устройства, уровнем научно-технического прогресса, развития культуры. Эти особенности определяют формированиеключевых мировоззренческих принципов каждой эпохи, которые, в свою очередь, становятся стержнем развития философии и культуры в целом.

Основным философским принципомантичности сталкосмоцентризм, с позиций которого мир рассматривался как единое гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства (влияние мифологии, полисной демократии).

ВСредние века ключевым принципом философии являлсятеоцентризм, с позиций которого Бог рассматривался как источник и основа всего сущего, сверхъестественная и всемогущая сила (феодализм, монархическая форма правления, распространение и упрочение христианства).

Основной философский принципэпохи Возрожденияантропоцентризм, рассматривающий человека в качестве центра мироздания, венца эволюции природы (переход от феодализма к капитализму, освобождение от влияния религии, развитие науки, утверждение принципа гуманизма в культуре).

ВНовое время ключевым принципом становитсямеханицизм, рассматривающий человека и окружающий его мир как сложный механизм, функционирующий и развивающийся по законам механики (развитие точных наук, где особая роль отводится механике).

В философииХХ в. определяющим принципом сталиррационализм, с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению и основным способом познания признается интуиция (негативные последствия научно-технического прогресса, мировые войны).

В истории философской мысли также выделяются основныетипы философствования, философского анализа.

1)Созерцательный тип характерен для ранних этапов развития философской мысли (Древний Восток, античность). Созерцательность предполагает пассивный процесс восприятия окружающего мира. Действительность рассматривается вне зависимости от деятельности субъекта, в не преобразованном человеком виде. В античности созерцательный тип философствования проявился в натурфилософии («философии природы»), а в Древнем Китае – в принципе «недеяния», т.е. невмешательства в происходящие в мире процессы.

2)Умозрительный тип философствования – это способ теоретического постижения действительности, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными. Умозрительный характер носили философские учения средневековых мыслителей. Сама постановка вопросов не предполагала их практического решения и применения (*Далеко ли от человека Бог? Есть ли у ангелов крылья? и т.п.) Ярким примером умозрительного типа философствования являются доказательства существования Бога в учении Ф.Аквинского.

3)ВНовое время формируетсярационально-прагматический тип философствования. Основным предметом философского осмысления в это время становится научное познание, направленное на принесение практической пользы человечеству, на решение экономических и социальных проблем («знание – сила» Ф.Бэкон).

4)Деятельностный тип (марксизм) подчеркивает практически-преобразовательный характер знания в период расцвета капиталистических отношений. Сущность этого типа философствования выражается в знаменитых «тезисах о Фейербахе» К.Маркса (11-й тезис): «...раньше философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

5)Всовременной философии наметилась тенденция к складыванию нового,социально-экологического типа философствования. Его возникновение связано с негативными последствиями активного вмешательства человека в природные процессы, в результате чего само общество начало испытывать обратное негативное влияние измененной природной среды. Исходный принцип данного типа философствования – идея взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, идея необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Ислам, его место и роль в истории и культуре Ближнего востока

2. Социальная философия в системе научно-гуманитарного знания: предмет и специфика социального познания, сущность социальности

3. Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности

4. Место и роль государства в политической системе современного общества

5. Понятие и структура гражданского общества, его роль в формировании правового государства

6. Понятие информатизации. Роль информатизации в развитии общества

7. Предмет и задачи дисциплины, цель изучения курса. Автоматизированные системы управления, и ее роль в организации транс портного обслуживания

8. Совет потребительского общества: компетенция и взаимодействия с правлением общества

9. Лекции по физической культуре

10. Буддизм в культуре Японии