Международное право вооружённых конфликтов
Работа добавлена: 2015-12-09





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Международное право»

на тему 5: Международное право вооружённых конфликтов

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие права вооруженных конфликтов…………………………………..4

2. Основные положения международного права вооруженных

конфликтов………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное международное право допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

В международном праве имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли международного права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи. Однако в настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов составляют нормы международных договоров.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

- предотвращение вооруженных конфликтов;

- правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;

- ограничение средств и методов ведения войны;

- защита прав человека в период вооруженных конфликтов;

- обеспечение ответственности за нарушение норм международного права.

1. Понятие права вооруженных конфликтов

Предметом регулирования этой отрасли международного права являются международные отношения, складывающиеся между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженной борьбы.

Право вооруженных конфликтов – система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих или ограничивающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Право вооруженных конфликтов имеет свою систему, включает следующие разделы: понятие, источники, нормы и принципы; временные и пространственные ограничения применения средств и методов вооруженной борьбы; юридическая защита законных прав воюющих (комбатантов) и гражданского населения, а также гарантии осуществления их статуса. Нормы и принципы права вооруженных конфликтов регулируют временные и пространственные пределы ведения вооруженной борьбы, а также применение тех или иных средств и методов ее ведения.

В традициях некоторых зарубежных школ прошлого считалось, что вооруженная борьба – это фактическое применение силы, которое не поддается действию каких-либо юридических норм, ограничивающих воюющие стороны. Остатки этой убежденности сохранились и по сей день. Однако любая война порождается политикой. И по ходу истории становится все более очевидным, что война абсолютно недопустима в качестве политического средства. Агрессивная война с точки зрения международного права – международное преступление. Так, ст. 6 Устава Международного военного трибунала к числу международных преступлений относит планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны.

В резолюции ГА ООН от 14 декабря 1974 г. дано определение агрессии. Согласно этому определению, под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1). Определение содержит как общее понятие вооруженной агрессии, так и указания на конкретные действия, совершение которых составляет акт агрессии. К таким действиям относятся:

a) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого, любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;

e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении;

f) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;

g) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3). Никакие соображения политического, экономического или военного характера не могут служить оправданием акта агрессии (ст. 5, п. 1). Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (ст. 5, п. 2). Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (ст. 5, п. 3).

Предмет регулирования права вооруженных конфликтов включает международный вооруженный конфликт и вооруженный конфликт немеждународного характера.

Международный вооруженный конфликт – это вооруженное столкновение двух или нескольких сторон, обладающих международной правосубъектностью, в котором участвуют вооруженные силы:

а) суверенных государств;

б) национально-освободительного движения и метрополии;

в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

Борющаяся нация может вступать в сношения с государствами и международными организациями, заключать с ними международные соглашения (в том числе и по военным вопросам), обмениваться с ними официальными представителями. Дополнительный протокол I (1977) распространяет свое действие не только на войны между государствами, но и на вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение (ст. 1).

Вооруженный конфликт немеждународного характера – это вооруженное столкновение, которое не подпадает под ст. 1 Дополнительного протокола I и происходит на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют контроль над частью его территории, позволяющий им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II (Дополнительный протокол II, ст. 1, п. 1).

Выделяются следующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного конфликта:

- наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами. Характеризующим признаком этого критерия являются политические цели противоборствующих сил;

- фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил (в том числе полиции) и применение оружия;

- коллективный характер выступлений. Это значит, что отдельные, спорадические, анархистские антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера;

- элемент организации. Это относится в первую очередь к повстанцам, которые должны создавать органы власти, ответственные за поведение повстанческих сил;

- обладание частью территории соответствующего государства. Повстанцы должны не только обладать частью территории, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия.

Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате иностранной военной интервенции в нарушение норм международного права. Интервенция в поддержку одной стороны вынуждает другую сторону прибегнуть к такой же внешней поддержке.

Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, некоторые международные межправительственные организации (ООН, ОДКБ, СНГ, НАТО и др.).

Источники права вооруженных конфликтов как специфической отрасли современного международного права значительно кодифицированы.

Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов, в которых сформулированы нормы и принципы этой отрасли права, имеют Гаагские конвенции (1907), Женевские конвенции (1949). В отличие от норм Гаагских конвенций («право Гааги») нормы Женевских конвенций («право Женевы») применимы к последствиям военных действий; они носят императивный характер; на них не распространяется «принцип взаимности», т. е. воюющая сторона не может отказаться от их соблюдения, если даже другая воюющая сторона их нарушает; важность норм подчеркивается еще и тем, что они не могут быть денонсированы в ходе вооруженных конфликтов.

2. Основные положения международного права вооруженных конфликтов

Международное право вооружённых конфликтов — совокупность международных договоров, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооруженных конфликтов кодифицировано в Женевских и Гаагских конвенциях, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.)

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы.

В современном мире войны, как правило, не объявляются, но это не является препятствием для применения правовых норм, характерных для военного времени. В то же время объявление войны не снимает ответственности с агрессора, если оно было несправедливым.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии (независимо от того, объявлена война или нет):

· вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация (даже временная);

· бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;

· блокада портов или берегов другого государства;

· нападение на вооруженные силы другого государства;

· применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения;

· предоставление государством своей территории для осуществления агрессии третьим государством в отношении другого государства;

· засылка вооруженных банд, групп, наемников и т. п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьезности сопоставимые с предыдущими пунктами.

При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования.

Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

В случае если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны. При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.

Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям:

· находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;

· иметь знаки различия;

· открыто носить оружие;

· уважать законы и обычаи войны.

С точки зрения международного права вооруженные силы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К последним относится, например, медицинский персонал. Право применять оружие закреплено только за первыми.

Мирные жители, спонтанно схватившиеся за оружие при приближении врага, также получают статус комбатанта.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, кроме случаев, когда оно нарушает условие, согласно которому любой комбатант должен, открыто носить оружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки, предшествующие столкновению.

Необходимо заметить, что наемники вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Вопросы, связанные с защитой мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются I протоколом к Женевским конвенциям 1949 г.

В соответствии с этим протоколом запрещается:

В то же время, наличие мирного населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование мирного населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, минимизировать их.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Запрещено атаковать незащищенные города, селения и здания.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародерство запрещены.

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г.

С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать все от нее зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Права семьи, отдельных лиц и частная собственность должны быть уважаемы.

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и об его способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которые они не совершали (коллективные наказания).

Грабеж, безусловно, воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.

Армия, занимающая область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 г. утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако, многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Заключение

Международное право вооруженных конфликтов — это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным правом вооруженных конфликтов, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Список литературы

  1.  Лукашук И.И. Международное право: Общая часть. Изд.3-е — М., 2005.
  2.  Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. Батырь В.А. - "Юстицинформ", 2006.
  3.  Международное гуманитарное право:  учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /[С. С. Маилян]; под ред. И. И. Котлярова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. — 271 с.
  4.  Международное право: Учебник / Отв. ред. А.Н. Вылегжанин. — М., Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
  5.  Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Международные отношения, 2005.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Основные положения международного права вооружённых конфликтов

2. Защита гражданских объектов во время вооруженных конфликтов

3. Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ – начала ХХI века

4. Международное частное право

5. Конфликт. Классификация внутриорганизационных конфликтов. Формула конфликта. Симптоматика конфликтной ситуации. Развитие конфликта по схеме «9 ступеней вниз». Классификация внутриорганизационных конфликтов

6. Международное движение капиталов

7. Международное регулирование теневой внешнеэкономической деятельности

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

9. Международное сотрудничество в пенитенциарной области: международно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными

10. Структура Вооруженных Сил России. Предназначение и состав видов и родов войск