Образцы нравственности в культуре Отечества
Работа добавлена: 2016-01-09





Проект урока по теме «Образцы нравственности в культуре Отечества»

модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ

Учитель: Ломайчикова Г.С,, учитель начальных классов

Место и время проведения урока: ГБОУ гимназия № 1544, 4 класс «Б»,

20 февраля 2013 года

Результаты деятельности:

Личностные:

Метапредметные:

1. Познавательные:

2.  Регулятивные:

3. Коммуникативные:

Предметные:

Цель урока: формирование представлений об образцах нравственности.

Планируемый результат: знание учащимися образцов нравственности в культуре Отечества, желание и стремление им соответствовать.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска Smart Board,   презентация PowerPoint (Приложение 1), презентация Smart Board (Приложение 2), маршрутный лист (Приложение 3), тексты и задания (Приложение 4)

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Основные термины и понятия: нравственность, Отечество, культура, труженик, патриот, воин, коллективист.

Используемые материалы:

    авторы: Кузнецова М.В. и Ветошкина И.Б.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Страница презентации

I   Организационный момент.

II  Словарная работа.

Повторим понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

Нормы нравственного поведения человека?

Дайте другое определение понятия «этика»

Нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести

человека?

Дайте другое определение понятия «мораль»

Как связаны эти понятия?

Подберите синоним к слову «мораль

Чтение учителем рассказа «Наше Отечество»  К.Д.Ушинского

    «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов…»

Почему автор называет Россию Отечеством?

(Щелчок на белом фоне слайда)

Запишем слово «Отечество» в маршрутный лист

Где можно узнать значение слова?

(С белого фона слайда вытащить на синий фон значение слова)

Почему Ушинский называет Россию Родиной?

(Щелчок на синем фоне слайда)

Заполняем маршрутный лист.

(Колонки «Продолжи» и «Пословицы»)

Почему Ушинский называет Россию матерью?

(Щелчок на красном фоне слайда)

Родина, как родная мать - и она у человека одна!

Россия – великая страна! Культура России – это пример огромных достижений. Понятие «культура» - сложное. Давайте разберемся.

Где появилось понятие «культура»? Что оно означало?

Когда слово «культура» пришло в русский язык? В каких значениях оно стало употребляться?

Какие виды культуры знаете?

Распределите понятия: законы, идеалы, предметы человеческого труда,  образцы нравственного поведения, традиции и обычаи.

(Отодвинуть вниз шторку)

Сегодня на уроке для нас особенно важно понятие: образы нравственного поведения.

(При помощи инструмента «волшебное перо» выделяю понятие)

Учащиеся отгадывают слово:

ЭТИКА

Учащиеся отгадывают слово:

МОРАЛЬ

Этика изучает мораль.

(Нравственность)

Учащиеся работают в маршрутных листах.

(Приложение 3)

Учащиеся находят ответ в тексте.

Зачитывают значение слова по толковому словарю Ожегова. Записывают его значение в маршрутный лист.

Учащиеся находят ответ в тексте. Записывают слово в маршрутный лист.

великая, …………………………

защищает, ………………………

Учащиеся записывают номера выбранных пословиц.

Ответы учащихся.

Учащиеся работают у доски.

Приложение 1

Слайд №2 (подсказка 2)

      

Слайд №3 (подсказка 2)

     

Приложение 2

Слайд 2

Приложение 2

Слайд № 4

III  Тема урока.

Тема урока: «Образцы нравственности в культуре Отечества»

Сегодня на уроке вы узнаете, какими образцами нравственности руководствуются граждане России, определяя свое поведение и образ жизни.

(Дальше работа проходит в группах)

Итак, первая группа познакомит нас с содержанием своей работы.

 

Заполняем маршрутный лист.

(Колонки «Продолжи» и «Пословицы»)

Вторая группа.

Патриотизм (от греч. слова патрис – родина)

Заполняем маршрутный лист.

(Колонки «Продолжи» и «Пословицы»)

Третья группа.

Заполняем маршрутный лист.

(Колонки «Продолжи» и «Пословицы»)

Четвертая группа.

Заполняем маршрутный лист.

(Колонки «Продолжи» и «Пословицы»)

Приложение 4. 

Учащиеся работают в группах.

Выступление учащихся, в ходе которого выясняем, что образцом нравственного поведения является - ТРУЖЕНИК

В маршрутный лист учащиеся записывают слово ТРУЖЕНИК

неутомимый, ……………………

работает, ………………………

Учащиеся записывают номера выбранных пословиц.

Выступление учащихся, в ходе которого выясняем, что образцом нравственного поведения является - ПАТРИОТ

В маршрутный лист учащиеся записывают слово ПАТРИОТ

истинный, ……………………

служит, ………………………

Учащиеся записывают номера выбранных пословиц.

Выступление учащихся, в ходе которого выясняем, что образцом нравственного поведения является - ВОИН

В маршрутный лист учащиеся записывают слово ВОИН

бесстрашный, …………………

защищает, ………………………

Учащиеся записывают номера выбранных пословиц.

Выступление учащихся, в ходе которого выясняем, что образцом нравственного поведения является –КОЛЛЕКТИВИСТ

В маршрутный лист учащиеся записывают слово КОЛЛЕКТИВИСТ

Внимательный, …………………

трудится, ………………………

Учащиеся записывают номера выбранных пословиц.

Приложение 2

Слайд №5

Приложение 2

Слайд №5

(Выдвинуть портрет Петра I на середину слайда)

Приложение 2

Слайд №5

(Выдвинуть изображение Брестской крепости  на середину слайда)

Приложение 2

Слайд №5

(Выдвинуть портрет Суворова на середину слайда)

Приложение 2

Слайд №5

(Выдвинуть изображение книги

А. Гайдара «Тимур и его команда» на середину слайда)

IV Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.54

В ходе работы заполняем таблицу. Приложение 2 Слайд 6

(Выдвигаю значки)

Приложение 2

Слайд 6

V Творческая работа учащихся.

Напишите синквейн, используя любое понятие урока.

Учащиеся сочиняют синквейны о Родине, труженике, патриоте, воине, коллективисте.

Примеры:

Родина

Бескрайняя, великая

Заботится, защищает, вдохновляет.

Нет в мире  краше Родины нашей.

Мать.

Приложение 2

Слайд 7

VI Домашнее задание.

Учебник с. 54 – 55

PAGE   \* MERGEFORMAT1




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Защитники отечества

2. Защитники Отечества

3. Проблематика морали и нравственности в очерках А. Аграновского, Э. Поляновского, В. Пескова

4. Стандартные образцы

5. Государственные стандартные образцы – ГСО

6. Лекции по физической культуре

7. Буддизм в культуре Японии

8. Философия, ее предмет и роль в культуре общества

9. Система законодательства РФ о физической культуре и спорте

10. Ислам, его место и роль в истории и культуре Ближнего востока