Предмет и содержание курса Экономика ЖКХ
Работа добавлена: 2015-12-13





Лекция №1

Тема «Предмет и содержание курса «Экономика ЖКХ»

План

1Сущность, состав и структура ЖКХ.

2. Этапы развития ЖКХ.

3.Основные направления реформирования ЖКХ России. Федеральная целевая программа «Жилище».

4.Новые организационные формы экономических отношений в ЖКХ.

5.Рыночные механизмы функционирования ЖКХ.

6.Государственное регулирование ЖКХ.

7.Концепция органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений.

8.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ЖКХ.

Основные понятия: ЖКХ; этапы развития ЖКХ; реформирование ЖКХ России; Федеральная целевая программа «Жилище»; новые организационные формы экономических отношений в ЖКХ.

Конспект лекции

1.Сущность, состав и структура ЖКХ

Система жилищно-коммунального хозяйства включает следующие группы предприятий и хозяйств городов:

жилищное хозяйство:

 городской жилищный фонд;

 частный жилищный фонд;

 ремонтно-строительное управление (РСУ);

 ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ);

санитарно-технические предприятия:

 водопровод;

 канализация;

 предприятия по уборке территорий;

 прачечные и бани;

 транспортные предприятия:

 городской общественный пассажирский транспорт;

 водный транспорт местного значения;

энергетические предприятия:

 электросети;

 газовые сети;

 теплофикационные сети;

 отопительные котельные;

 электростанции;

 сооружения внешнего благоустройства;

 дороги;

 мосты;

 набережные;

 гидротехнические сооружения;

 зеленые насаждения;

 уличное освещение.

В настоящее время в коммунальном хозяйстве России более 30 видов деятельности, объединенных ё несколько подотраслей:

• водоснабжение;

• водоотведение и очистка сточных вод;

• теплоснабжение;

• электроснабжение;

• озеленение населенных пунктов;

• ремонт дорог, мостов, набережных, берегоукрепительные работы;

• летняя и зимняя уборка улиц;

• сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов;

• гостиницы;

• бани;

• прачечные.

2. Этапы развития ЖКХ. Основные направления реформирования ЖКХ России. Федеральная целевая программа «Жилище».

В процессе реформирования ЖКХ можно выделить несколько этапов, определяемых периодами выхода федеральных законов и других законодательных актов. В целях оценки результатов процесса реформирования ЖКХ и для выявления проблем, сдерживающих развитие отрасли, представляется целесообразным кратко рассмотреть эти этапы.

Начало рыночным преобразованиям в ЖКХ по общепринятому мнению стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г. № 4218-1, который разделил полномочия по управлению и хозяйствованию в жилищной сфере, определил новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, ввел систему адресной социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг; так же было принято решение о разграничении частной собственности по уровню власти – проведена передача объектов жилья и коммунальных услуг в муниципальную собственность.

Цель реформы: жилищно-коммунальное хозяйство должно перейти на самоокупаемость в течение пяти лет. Однако, социально-экономическая ситуация объективно не позволила завершить быстрый переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. Возникла необходимость внести коррективы в процессе реформирования ЖКХ, проводить его не стихийно, а целенаправленно.

Основы федеральной жилищной политики в дальнейшем были конкретизированы в ряде законопроектов, которые заложили первые основы концепции реформы ЖКХ.

Особое значение в этой связи имеет Федеральный закон от 15 июня 1996г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». Цель данного документа состояла в том, чтобы создать условия благоприятные для формирования субъекта консолидированного спроса на жилищно-коммунальные услуги. Как показывает практика, в законе существуют недоработки, которые до сих пор не позволяют достигнуть поставленной цели (значительные затраты на регистрацию ТСЖ как юридического лица, неудовлетворительное состояние жилого фонда и т.д.).

В апреле 1997г. Указом Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ», была одобрена «Концепция реформы ЖКХ РФ».

Концепцией о реформировании ЖКХ дана оценка реальному состоянию ЖКХ, определены причины кризиса и отмечено, что единственным способом его преодоления должно стать изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Концепцией был предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья коммунальных услуг на период 1997-2003 годы. При этом доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг на первом этапе (1992-1998 годы) должна была возрасти с 35 до 50% и на 10% ежегодно на втором и третьих этапах (1999-2000 годы, 2001-2003 годы).

В целях координации процессов реформирования ЖКХ в регионах России и соблюдения сроков ее реализации Правительством РФ были введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, которые устанавливали величины предельно допустимых и социально-оправданных параметров:

1. обеспеченности жильем в расчете на одного человека как стандарта социальной нормы площади жилья для семей различной численности;

2. максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя их социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

В 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало современного этапа реформирования ЖКХ РФ, а именно:

1. состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;

2. согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);

3. принят Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (от 21.07.2007 № 185-ФЗ).

Федеральный закон РФ. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.».

В сентябре 2005 года Президентом России в обращении к Правительству было объявлено о приоритетных национальных проектах, направленных на улучшение качества жизни и благосостояния народа за счет «инвестиций в человека как в будущее России». Среди четырех основных категорий: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство, приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделялся своей проработанностью и четкостью поставленных задач. К этому времени в стране уже заканчивался 1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому не составляло труда продлить действие программы, подключив к национальному проекту в качестве механизма его выполнения.

Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:

Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

На II этапе часть подпрограмм объединили, а подпрограмму по расселению из ветхих домов и вовсе исключили. В настоящий момент работают подпрограммы:

Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей:

Для решения поставленных задач планируется:

5.Рыночные механизмы функционирования ЖКХ.

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Предлагается коренным образом изменить систему текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно к гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства: системы дотирования предприятий, предоставления категориальных льгот гражданам (безотносительно к их доходам) и выплаты адресных субсидий малообеспеченным семьям будут объединены в рамках единой жилищно-коммунальной субсидии (ЕЖКС), унифицирующей все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг и перечисляемой на персонифицированные социальные счета граждан. Главными участниками экономических отношений в секторе жилищно-коммунального хозяйства, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные получатели их услуг - граждане, а функции бюджета будут полностью переориентированы на выплату единой жилищно-коммунальной субсидии непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, дотирование которых будет прекращено). В результате конечные получатели услуг получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплатах единой жилищно-коммунальной субсидии.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг со стороны населения, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств, усилить социальную направленность бюджетной политики.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

6.Государственное регулирование ЖКХ.

Указом Президента России от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. На данный федеральный орган исполнительной власти возложены функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства на федеральном уровне. Правовой статус агентства определяется Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства России от 16 июня 2004 г. N 286.

В настоящий момент управление ЖКХ РФ сосредоточено в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ. Оно представлено следующей структурой:

СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

 

Управление административной и правовой работы

Управление строительных программ

Управление программ в жилищно-коммунальном хозяйстве

Управление делами и объектов государственной собственности

Финансово-экономическое управление

Управление развития рынка доступного жилья

При министерстве регионального развития Российской Федерации создан и функционирует научно-технический совет в сфере строительства и ЖКХ. Научно-технический совет Министерства регионального развития Российской Федерации в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства является постоянно действующим совещательным органом Министерства, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и выработку предложений и рекомендаций по определению приоритетных направлений научно-технической политики, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности и ускорению научно-технического прогресса в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

7.Концепция органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к ведению муниципальных образований в области жилищного и коммунального хозяйства следующие вопросы местного значения:
а) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
б)создание условий для жилищного строительства;
в) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
г) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилищных прав граждан. Роль органов местного самоуправления, как и роль государства в целом, в обеспечении этих гарантий в последние годы существенным образом изменилась. Это связано с тем, что наряду с государственной и муниципальной собственностью существует частный жилищный фонд. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Значительная часть квартир государственного и муниципального жилищного фонда была приватизирована. Появились частные организации, занимающиеся проектированием и строительством жилья. Граждане могут реализовать свое конституционное право на жилище путем приобретения жилья в собственность, кооперативного или индивидуального жилищного строительства, а также из государственного или муниципального жилищного фонда. Начал функционировать рынок жилья.

8.Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ЖКХ.

Современное законодательство, регламентирующее деятельность ЖКХ, состоит из нескольких сотен нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, а также нескольких тысяч нормативных актов принятых на уровне субъектов РФ.

Принятыми нормативными правовыми актами регламентируются:

- общие вопросы ЖКХ;

- финансирование коммунального хозяйства;

- электроснабжение, газоснабжение, отопление, уборка мусора, содержание придомовых территорий, водоснабжение и водоотведение;

- инженерное обслуживание и ремонт, иные коммунальные услуги;

- льготы и компенсации (субсидии) по оплате коммунальных услуг.

Основными из действующих законодательных актов являются:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ), которым определяются компетенция государственных органов власти и органов местного самоуправления за использованием и сохранностью фондов ЖКХ;

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 189-ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (льготы по коммунально-бытовому обслуживанию);

Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон РФ Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", прежде всего, четко ограничивает вопросы регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Субъекты Федерации имеют право устанавливать свои размеры оплаты жилья и коммунальных услуг, которые не могут быть ниже установленных федеральных стандартов.

Основное внимание документ акцентирует на предоставлении льгот и порядке возмещения расходов льготным категориям граждан. В основном все льготные категории сохранены, только вопрос о предоставлении льгот членам семей ветеранов труда отдан на рассмотрение регионов.

Правительство законодательно закрепило свое право в формировании основ ценообразования платы за жилье и коммунальные услуги. Оно оговорило, что субъекты РФ не могут устанавливать цены ниже федерального стандарта, разрешая тем самым устанавливать свои нормы, превышающие федеральный стандарт.

В принятом Государственной Думой 23 декабря 2005 года в третьем чтении Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" ( 225383-4) предусмотрено осуществление дополнительных мер по социальной защите населения. В частности, п.2 ст. 26.3 дополнен подпунктом 5.1. следующего содержания: "создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий".

Статья 26.5 Федерального закона дополнена положением о том, что "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом установлено, что "Финансирование осуществления полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета."

Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (отношения найма жилых помещений, вопросы энергоснабжения, государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость и др.);

Налоговый кодекс РФ;

федеральные законы О федеральном бюджете ;

Федеральный закон 210-ФЗ Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса , которым определяется порядок установления:

1) тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которым определяется порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях;

Федеральный закон Об энергосбережении ;

Закон РФ от 4 июля 1991 г. 1541-1 О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации ;

Закон РФ от 5 марта 1992 2446-1 О безопасности (ст.12. Силы и средства обеспечения безопасности);

Федеральный закон от 10 января 2003 г. 15-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности ;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 102-ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости) ;

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. 116-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности ;

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. 40-ФЗ О федеральной службе безопасности ;

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках ;

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации ;

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ;

Федеральный закон от 12 апреля 2001 г. 36-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ;

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ;

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. 69-ФЗ О газоснабжении в Российской Федерации ;

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. 35-ФЗ Об электроэнергетике ;

Федеральный закон от 20 июня 1996 г. 81-ФЗ О государственном регулировании добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности ;

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. Часть 2;

Закон РФ от 15 января 1993 г.4301-1 О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы ;

Закон РФ от 18 октября 1991 г. 1761-1 О реабилитации жертв политических репрессий ;

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. 31-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации ;

Федеральный закон от 10 января 1996 г. 6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации ;

Федеральный закон от 12 января 1995 г. 5-ФЗ О ветеранах (глава 2. Социальная защита ветеранов);

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ О статусе военнослужащих и др.

В развитие законодательных актов принят ряд постановлений Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (с изм. и доп. от 27 июня 2003 г., 30 августа 2004 г.);

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";

Постановление Правительства РФ от 19 июля 1999 г. N 829 "О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации" (с изм. и доп. от 8 августа 2003 г.). Реформа жилищно-коммунального хозяйства и др., а также многочисленные нормативные акты министерств и ведомств по основным направлениям ЖКХ.

Постановления Правительства Российской Федерации:

от 26 сентября 1994 г. N 1099 Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов ;

от 2 августа 1999 г. N 887 О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения ;

от 27 июня 2003 г. N 372 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг";

от 17 февраля 2004 г. N 89 Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства , где указано, что одним из необходимых условий для установления цен и тарифов является заключение независимой экспертизы;

от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";

от 30 июля 2004 г. N 392 О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг ;

от 30 августа 2004 г. N 444 О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг ;

от 26 августа 2004 г. N 441 О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год .

Постановления Правительства получили дальнейшее развитие в нормативных актах министерств и ведомств. Наиболее важными из них являются:

Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 12, от 13.01.2003 О создании системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации;

Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. 170 Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

 

Список литературы

1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.

2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.

3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства.Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.

4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.

5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.

Лекция №2

Тема «Жилищный фонд»

План

1.Структура и назначение жилищного фонда.

2.Виды жилых помещений.

3.Формы собственности в жилищной сфере. Формы собственности жилищного фонда.

4.Техническая эксплуатация жилищного фонда.

5.Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма. Социальный найм жилого помещения.

Основные понятия: жилищный фонд; виды жилых помещений; формы собственности в жилищной сфере; формы собственности жилищного фонда; техническая эксплуатация жилищного фонда; социальный найм жилого помещения.

Конспект лекции

  1.  Структура и назначение жилищного фонда.

Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Феде рации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставленных гражданам по договорам социального найма жилы: помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированных жилищных фондов — совокупность пред назначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых (разд. IV ЖК РФ) жилых помещений государственного г муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан в условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность -0ЫХ помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование;

5) государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документе, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

2.Виды жилых помещений.

К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилое помещение должно удовлетворять следующим требованиям:

1)представлять собой изолированное помещение;

2)быть недвижимым имуществом, т.е. объектом, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (ч. 1 ст. 130 ГК РФ);

3)быть пригодным для постоянного проживания граждан, т.е. соответствовать санитарным и техническим нормам.

3.Формы собственности в жилищной сфере. Формы собственности жилищного фонда.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Феде рации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставленных гражданам по договорам социального найма жилы: помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированных жилищных фондов — совокупность пред назначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых (разд. IV ЖК РФ) жилых помещений государственного г муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан в условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность -0ЫХ помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование;

5) государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документе, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Частный жилищный фонд. Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ частный жилищный фонд включает в себя:

1) фонд, находящийся в собственности граждан, - индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные гражданами в собственность на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом, жилищный фонд, принадлежащий общественным организациям.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Основные положения, касающиеся перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

• условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (ст. 22 ЖК РФ) (рис.);

• порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (ст. 23 ЖК РФ).

Жилищный или жилищно-строительный кооператив — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном, доме.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ)

Основные положения по созданию и деятельности товариществ:. собственников жилья:

• товарищество собственников жилья (ст. 135 ЖК РФ);

• создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья (ст. 136 ЖК РФ);

• права товарищества собственников жилья (ст. 137 ЖК РФ);

• обязанности товарищества собственников жилья (ст. 138 ЖК РФ1

• создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах (ст. 139 ЖК РФ);

• реорганизация товарищества собственников жилья (ст. 140 ЖК

РФ);

• ликвидация товарищества собственников жилья (ст. 141 ЖК РФ';

• объединение товарищества собственников жилья (ст. 142 ЖК

РФ).

Товарищество собственников жилья — некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном

доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством переделах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Объединение товариществ собственников жилья — объединение двух и более товариществ собственников жилья для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

В настоящее время на основании ст. 8 Конституции РФ и ст. 212-215 ГК РФ, согласно которым в Российской Федерации признаются три формы собственности: частная, государственная и муниципальная, жилищный фонд также следует подразделять на три вида; при этом частный и государственный жилищные фонды в свою очередь должны подразделяться на два подвида.

Итак, согласно гражданскому законодательству жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд:

а) фонд, находящийся в собственности граждан;

б) фонд, находящийся в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд:

а) фонд, находящийся в федеральной собственности;

б) фонд, находящийся в собственности субъектов РФ;

3) муниципальный жилищный фонд.

О классификации жилищного фонда см. также коммент. к ст. 5 ЖК.

4.Техническая эксплуатация жилищного фонда.

Содержание системы технической эксплуатации объектов жилищного фонда зависит от социально-экономических условий и предпосылок для устойчивого поддержания стандартов жилища в населенном пункте, т. е. от перечня, состава и периодичности работ или стандартов эксплуатации.

Анализ состава основных работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда позволяет выявить четыре наиболее характерные группы работ, которые по своей значимости с точки зрения надежности работы конструкций и инженерных систем дома, а также полноты выполнения всего комплекса работ определяют соответствующий уровень стандарта эксплуатации.

К первой группе следует отнести работы, обеспечивающие безопасность проживания в жилом доме. Эти работы должны выполняться в обязательном порядке. Этот стандарт определяет минимальные требования к качеству текущего ремонта и технического обслуживания жилья, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию и выполнение только тех работ, которые связаны с надежностью и безотказностью работы конструкций и инженерного оборудования.

Ко второй группе относятся работы, связанные с нормальным жизнеобеспечением дома, т. е. содержание и ремонт конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома, без которых невозможно полноценное проживание в нем. Как правило, эти работы связаны с надежным функционированием инженерных систем и безаварийной эксплуатацией дома и в совокупности определяют пониженные (на 25% по отношению к нормативу) требования к качеству текущего ремонта и технического обслуживания жилищного фонда. При этом невыполнение отдельных работ не связано с безопасностью и жизнеобеспечением проживания людей. Такие работы осуществляются по мере достижения необходимого уровня финансирования в надежде, что ожидаемый экономический рост создаст предпосылки для перехода к следующей группе стандартов.

К третьей группе (базовый стандарт эксплуатации) относятся работы по текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда, отвечающие нормативным требованиям в соответствии с действующими нормативными документами, по которым выполняется 100-процентный объем, качество и необходимая периодичность работ.

Четвертая группа определяет не только выполнение всех работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда, соответствующее третьей группе, но и дополнительные работы, необходимые для повышенного комфорта проживания. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и платежеспособного уровня населения повышенный (четвертый) стандарт эксплуатации не может быть реально обеспечен в домах государственной и муниципальной собственности. Данный стандарт эксплуатации может быть ориентирован на дома, находящиеся в частной собственности.

Дифференцированный подход к определению потребности в работах по текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда проявляется в определении четырех групп стандартов эксплуатации, отличающихся разными видами, составами и периодичностью работ. Эти различия не должны затрагивать те виды работ, которые связаны с нарушением безопасности проживания и систем жизнеобеспечения дома, а касаются в основном работ, создающих различные условия и уровень комфортности проживания.

Невыполнение работ, связанных с комфортностью проживания, увеличением нормативных сроков межремонтного периода, возможно при снижении нормативного финансирования только до уровня, определенного стандартами эксплуатации первой группы.

5.Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма. Социальный найм жилого помещения.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Список литературы

1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.

2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.

3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства.Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.

4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.

5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.

Лекция №3

Тема «Рынок жилищно-коммунальных услуг»

План

1. Сущность и состав коммунальных услуг.

2.Жилищные услуги и их особенности.

3.Спрос и предложение на жилищно-коммунальные услуги: влияние различных факторов.

Основные понятия: коммунальные услуги; жилищные услуги; спрос и предложение на жилищно-коммунальные услуги.

Конспект лекции

  1.  Сущность и состав коммунальных услуг

Коммунальные услуги – это водоснабжение (обеспечение нас с вами холодной и горячей водой) и водоотведение (канализация), обеспечение домов и квартир электричеством и газом, отопление. В свою очередь, под коммунальными ресурсами подразумеваются непосредственно вода (горячая и холодная), газ (сетевой и в баллонах), электрическая и тепловая энергия, твердое топливо.

– Что такое «поставщик услуг» и «поставщик ресурсов»?

Поставщик услуг, в данном случае, – это организация (или индивидуальный предприниматель), оказывающая нам коммунальные услуги, то есть отвечающая за весь цикл обеспечения наших домов и квартир электричеством, водой, теплом и т.д.

Поставщиком коммунальных услуг может быть управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный или жилищный кооператив, а также любая другая организация, оказывающая коммунальные услуги или предоставляющая коммунальные ресурсы (компания-поставщик ресурсов).

Поставщик коммунальных ресурсов (ресурсоснабжающая организация) – это компания (или индивидуальный предприниматель), которая продает коммунальные ресурсы.

– Из чего складывается платеж за коммунальные услуги?

Формула расчета платежа за коммунальные услуги такова:

Тариф – это цена на коммунальные ресурсы, например, стоимость 1 кубометра (1 м3) воды или газа, 1 кВт/час электричества, 1 Гкал тепла.

Тарифы устанавливает региональная служба по тарифам, либо – в отдельных случаях – администрация муниципалитета.

Норматив – это предполагаемый (усредненный) ежемесячный объем потребления тех или иных коммунальных ресурсов (электричества, тепла, воды, газа). Нормативы рассчитывает и устанавливает муниципалитет – в соответствии со степенью благоустройства дома и квартиры.

Показания счетчика – в данном случае это могут быть показания как индивидуального счетчика (измеряющего объем потребления услуг в отдельной квартире), так и общедомового/коллективного.

Субсидия (размер и условия получения устанавливаются региональной службой социальной защиты) позволяет компенсировать затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий жителей.

– Из чего складывается тариф?

Размер тарифа определяется, в первую очередь, себестоимостью услуги, то есть затратами поставщика услуг:

– на строительство, ремонт, амортизацию, развитие всей необходимой инфраструктуры и сетей;

– на топливо, сырье и материалы;

– на покупную электрическую и тепловую энергию (мощность);

– на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников компании-поставщика.

2.Жилищные услуги и их особенности.

Жилищные услуги - это услуги по содержанию и ремонту (текущему и капитальному) общего имущества Собственников и услуги по управлению многоквартирным домом.

Жилищно-коммунальные услуги — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

В многоквартирных домахжилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлениивозможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами.

3.Спрос и предложение на жилищно-коммунальные услуги: влияние различных факторов.

Платежеспособный спрос на жилищно-коммунальные услуги в России, как и уровень доходов населения, характеризуется исключительной полярностью. В то время как значительная доля населения не платит или задерживает платежи за жилье (колебания в Ростовской области составляют от 10 до 30%), некоторые группы населения, имея высокие доходы, могут позволить себе строить дорогое жилье (1 м2 обходится в 1-2 тыс. долларов США). Соответственно имеется спрос на услуги, которые вызваны необходимостью сохранения и дифференцирования этого дорогого жилья. В итоге в рамках общего платежеспособного спроса на услуги будет происходить рост платежеспособного спроса на элитные услуги (домашние солярии, спортивные залы, плавательные бассейны и т. д.).

У представителей нарождающегося среднего класса заметны тенденции к увеличению расходов на жилищные услуги, что связано с возможностью использовать все расширяющуюся номенклатуру новых строительных материалов, сантехники, обогревательных приборов, охранных устройств. Имеет место развитие соревновательных начал у представителей этого класса, стремление не отстать в образе жизни от себе подобных. Таким образом, поведение на рынке жилищных услуг владельца жилья определяется не только материальным, но и психологическим фактором поддержания имиджа преуспевания. Спрос на услуги определяется не только степенью платежеспособности граждан, но и размерами той социальной помощи, которую оказывает государство малоимущим слоям населения, а также тем, которые имеют определенные льготы (военнослужащие, ветераны, инвалиды и т. д.). Рывок продовольственных и непродовольственных товаров такой специфики не имеет.

Говоря о жилищно-коммунальных услугах, надо рассматривать этот вопрос, во-первых, с точки зрения потенциальных возможностей производителя услуг выполнить определенный объем услуг в натуральном и стоимостном выражении; во-вторых, какова номенклатура юридических лиц (здесь представлены предприятия различных форм собственности) и физических лиц. На предложенные услуги влияет не только социально-экономическая составляющая предприятия ЖКХ, но и степень его оснащенности, техническое вооружение, производительность труда. На спрос и предложение жилищно-коммунальной услуги влияет также динамика цен. Понижение цены увеличивает спрос, а повышение уменьшает.

На предложение жилищно-коммунальных услуг влияют многие факторы. Во-первых, это объем инвестиций в данную сферу. В административно-командной системе по отношению к жилищной сфере применялся остаточный принцип финансирования, что обрекало данную сферу на постоянное отставание от других отраслей, и это сказывалось на количестве и качестве услуг. Во-вторых, развитие предпринимательства и относительно свободное движение зарубежных товаров и технологий на внутреннем рынке вызвало конкуренцию среди производителей услуг, что сказалось на их предложении. В лучшем положении на первых порах оказались те, кто стал применять более качественные зарубежные материалы и технологии. В дальнейшем высокая цена на их услуги заставила население обратиться к производителям услуг, использующих более дешевые отечественные материалы.

Список литературы

1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.

2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.

3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства.Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.

4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.

5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.

Лекция №4

Тема «Тарифная политика в ЖКХ»

План

1. Сущность тарифной политики.Полномочия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов России и органов местного самоуправления в вопросах тарифной политики ЖКХ.

2.Права органов местного самоуправления в части утверждения тарифов на жилищные и коммунальные услуги.

3.Ценообразование в сфере ЖКХ. Федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, их назначение. Формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

4.Предоставление субсидий на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг. Финансирование расходов на предоставление субсидий

Основные понятия: тарифная политика; тарифы на жилищные и коммунальные услуги; ценообразование в сфере ЖКХ; Федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг; формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги; субсидии на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг; финансирование расходов на предоставление субсидий.

Конспект лекции

1. Сущность тарифной политики. Полномочия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов России и органов местного самоуправления в вопросах тарифной политики ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство - сектор экономики, который работает по регулируемым ценам и тарифам. То есть тарифы на услуги коммунальных предприятий рассчитываются по специальным методикам и утверждаются соответствующими органами власти.Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ совместно сфедеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам РФ, Минрегионразвития, Минпромэнерго, Минэкономразвития и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования- Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.

Основы тарифного регулирования в ЖКХ определены в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов. Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется: необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий; необходимостью привлечения инвестиций в отрасль; необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.

В ходе реформирования отрасли (с конца 1990-х годов) тарифная политика в сфере ЖКХ была ориентирована на поэтапное доведение тарифов для потребителей услуг до величины экономически обоснованных тарифов. Соответственно, бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие существовавшей разницы поэтапно снижались. Еще одной составляющей в тарифной политике был постепенный отказ от перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно снижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий.

Вместе с тем, предусматривались меры социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. А с 2006 года для сдерживания темпов роста тарифов на жизненно важные услуги стали устанавливаться предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются по каждому субъекту РФ отдельно.

В последние годы в экспертном сообществе активно обсуждается задача изменения методики тарифного регулирования. Отмечается, что действующий метод расчета тарифов на основе фактических затрат не стимулирует предприятия к более эффективной деятельности. Кроме того, зачастую принимаемые тарифные решения не отражают фактического положения дел в коммунальном хозяйстве, уровень потерь в сетях, реальные потребности в ремонте, реконструкции, модернизации. Политика искусственного сдерживания тарифов на услуги ЖКХ при неуклонном росте цен на топливо (мазут и уголь) ежегодно приводит к существенным убытками предприятий коммунального сектора. К недостаткам существующей системы относят также краткосрочный период тарифного регулирования.

Один из последних документов федерального уровня, касающихся тарифного регулирования в ЖКХ - постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В нем, в частности, предусматриваются три метода регулирования тарифов:

метод установления фиксированных тарифов (традиционный)

метод установления предельных тарифов (аналог Benchmarking)

метод индексации установленных тарифов

Система тарифного регулирования в ЖКХ еще нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.

2.Права органов местного самоуправления в части утверждения тарифов на жилищные и коммунальные услуги.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют определенные особенности. Большинство полномочий, переданных от органов исполнительной власти, содержатся в рекомендательных нормах. При этом органам местного самоуправления рекомендовано разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. В названной Концепции содержатся рекомендации органам местного самоуправления ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе, осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие) при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расходов воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

3.Ценообразование в сфере ЖКХ. Федеральные и региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, их назначение. Формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Основы ценообразования утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004№89 и предусмотрели правила регулирования следующих цен и тарифов:

цены на жилье, включающие:

цены на услуги по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов (далее – цены на услуги по содержанию жилья);

цены на услуги по ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории;

цены за наем жилого помещения, находящегося в государственном и муниципальном жилищном фонде (далее – цены за наем жилья);

тарифы на коммунальные услуги (в отношении тарифов, которые не регулируются в соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О естественных монополиях»), включающие: тарифы на услуги по водоснабжению; тарифы на услуги по водоотведению; тарифы на услуги по централизованному отоплению; тарифы на услуги по горячему водоснабжению; тарифы на поставку твердого топлива; тарифы на услуги по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах; тарифы на услуги по электроснабжению.

Основы определили следующие принципы установления цен и тарифов:

баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги (далее - организации), и потребителей;

доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;

компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения;

раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.

Основным методом установления цен и тарифов признан метод экономической обоснованности расходов. Состав расходов, включая расходы, связанные с возвратом привлеченных заемных средств, и оценка их экономической обоснованности должны определяться согласно методике, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области строительства и жилищно-коммунального комплекса с учетом перечня работ по текущему ремонту общего имущества жилых домов, утверждаемого Правительством Российской Федерации. К дополнительному методу отнесен метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В цены и тарифы не включаются расходы организаций, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.

Установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Заключение независимой экспертизы должно содержать:

оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов;

оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации;

анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;

анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;

сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования.

4.Предоставление субсидий на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг. Финансирование расходов на предоставление субсидий

В условиях реформирования жилищно-коммунального комплекса государственная поддержка, оказываемая гражданам при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, приобретает особую социальную значимость и наиболее востребована населением.

С 2009 года всем льготным категориям граждан натуральные льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг заменены ежемесячными денежными компенсациями (ЕДК).

Расчет размера ЕДК осуществлялся с использованием федеральных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

За прошедшие 4 года с момента перевода мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из натуральной в денежную форму несколько десятков миллионов граждан России своевременно и в полном объеме получали гарантированные государством льготы. При этом ежегодно осуществлялась индексация размеров ЕДК на предельные индексы роста платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.

Список литературы

1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.

2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.

3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства. Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.

4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.

5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.

Лекция №5

Тема «Рынок жилья»

План

1.Рынок жилья и его специфика. Структура и особенности рынка жилья.

2.Участники рынка жилья.

3.Состояние и уровень обеспеченности населения жильем.

4.Сущность ипотечного кредитования. Субъекты рынка ипотечного кредитования (заемщики, кредиторы, инвесторы, правительство). Функции участников рынка ипотечного кредитования (продавцы жилья, риэлторские фирмы, оценщики и.т.д.).

5.Закон РФ «Об ипотеке».

Основные понятия: Рынок жилья; участники рынка жилья; ипотечное кредитование; продавцы жилья; риэлторские фирмы; оценщики.

Конспект лекции

1.Рынок жилья и его специфика. Структура и особенности рынка жилья.

Рынок жилья - это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации и купли жилья. Нет другого товара (разве что хлеб), который бы до такой степени определял жизнь каждой семьи. Эту сторону дела искусно использовали коммунисты, вообще « изгнав» жильё из товарного мира. Другие две причины - техническая сложность рынка жилья и тесная связь его с рынком земли. Жильё нельзя производить и продавать как пакеты с молоком: здесь мы имеем дело, по существу, уже с рынком капитала, частью инфраструктуры.

2.Участники рынка жилья.

Всех участников на рынке недвижимости можно объединить в три группы:

 Профессиональные участники рынка недвижимости — это профессиональные посредники, которые реализуют объекты недвижимости: брокеры, юридические фирмы, маклеры, риелторы, дилеры, страховые компании, уполномоченные лица.

Риэлтор — предприниматель, занимающийся операциями с жильем или другими видами недвижимости.

Риэлторская деятельность — осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основе соглашения с заинтересованным лицом (либо по доверенности) деятельность по совершению от его имени и за его счет либо от своего имени, но за счет и в интересах заинтересованного лица, гражданско-правовых сделок с земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них.

Риэлторские организации — продавцы жилья, осуществляющие:

Участники рынка — это группа лиц или компаний, которые вступают в отношения друг с другом с целью осуществления операций с недвижимостью:

 Кредиторы — это кредитно-финансовые организации, которые предоставляют капитал тем инвесторам, которые не располагают достаточными средствами.

 Инвесторами могут выступать физ. и юр.лица, приобретающие недвижимость и поддерживающие ее в пригодном состоянии. Инвесторы решают, какой проект, когда и сколько инвестировать.

Риелтор — лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью на рынке недвижимости, осуществляя при этом различные виды сделок с недвижимым имуществом и правами на него. Риелторы продают только свои услуги.

Девелопер — организатор, преобразующий землю для нового ее использования.

3.Состояние и уровень обеспеченности населения жильем.

Жильё является первичной потребностью, в функции которого входит обеспечение благоприятной среды обитания. Это место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, воспитания детей и т.п.

Удовлетворение потребностей в жилище, улучшение жилищных условий населения является важнейшим элементом социальной политики, оказывающим влияние на демографическое и социально-экономическое развитие общества, состояние здоровья населения. Выбор конкретных целей, разработка механизма жилищной политики и контроль над ее реализацией невозможны без наличия информации, характеризующей фактическое положение и тенденции на рынке жилья. Эти сведения приобретают особую актуальность в условиях новой жилищной политики, целью которой является разработка и качественное проведение жилищной политики, перевод жилищного хозяйства на самофинансирование и повышение роли владельцев и нанимателей жилья в его содержании путем покрытия расходов по эксплуатации, обновлению, капитальному ремонту жилищ за счет личных доходов граждан.

4.Сущность ипотечного кредитования

Ипотечное кредитование - это кредитование под залог недвижимости, то есть кредитование с использованием ипотеки в качестве обеспечения возвратности кредитных средств.
При рассмотрении ипотеки как элемента экономической системы необходимо выделить три наиболее характерные ее черты:
1. Залог недвижимости выступает в роли инструмента привлечения необходимых финансовых ресурсов для развития производства.
2. Ипотека способна обеспечить реализацию имущественных прав на объекты, когда другие формы (например, купля-продажа) в данных конкретных условиях нецелесообразны.
3. Создание с помощью ипотеки фиктивного капитала на базе ценной бумаги (при эмитировании собственником объекта недвижимости первичных, вторичных и т.д. закладных оборотные средства увеличиваются на величину образующегося фиктивного капитала).
В экономическом отношении ипотека – это рыночный инструмент оборота имущественных прав на объекты недвижимости в случаях, когда другие формы отчуждения (купля-продажа, обмен) юридически или коммерчески нецелесообразны, и позволяющий привлечь дополнительные финансовые средства для реализации различных проектов.

5.Закон РФ «Об ипотеке».

Начиная с 20.06.1998 года, вступил в силу Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», в котором была прописана сущность ипотеки, относящейся к разновидностям залога. Этот закон был целиком направлен на правовое урегулирование правоотношений. В этом же законе был расширен перечень различных ситуаций, в которых ипотека возникала в силу закона об ипотеке. Закон об ипотеке гласит: ипотека – это недвижимое залоговое имущество. Ипотека – этот термин привыкли использовать вместе с термином кредитование. Законом предусмотрены основные акты, регулирующие вопросы, связанные с ипотекой.

Закон РФ «О залоге» № 2872-1, Федеральный закон «Об ипотеке» № 102-Ф3, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-Ф3..

 

Список литературы

1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.

2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.

3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства.Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.

4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.

5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.

Лекция №8

Тема «Финансовые отношения в сфере ЖКХ»

План

1.Финансовые отношения в сфере ЖКХ: общее и особенное. Субъекты в ЖКХ и финансовые отношения между ними.

2.Развитие организационно-финансовых отношений в рамках территориального общественного самоуправления.

3.Система доходов и расходов предприятий ЖКХ.

4.Система муниципального заказа в жилищной сфере.

5.Предпринимательство в ЖКХ. Особенности бизнеса в жилищной сфере

Основные понятия: Финансовые отношения в сфере ЖКХ; субъекты в ЖКХ и финансовые отношения между ними; система доходов и расходов предприятий ЖКХ; система муниципального заказа в жилищной сфере; предпринимательство в ЖКХ.

Конспект лекции

1. Финансовые отношения в сфере ЖКХ: общее и особенное. Субъекты в ЖКХ и финансовые отношения между ними.

В результате было дано определение понятия финансов ЖКХ как совокупности денежных отношений, связанных с движением финансовых ресурсов в публично-правовой и частноправовой формах, с формированием и использованием на этой основе доходов управляющих субъектов отрасли для обеспечения бесперебойного обслуживания многоквартирных домов, включая предоставление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку в ЖКХ одновременно происходит движение двух встречных денежных потоков - входящих и исходящих финансовых ресурсов (доходов и расходов), постольку принципиальное значение имеет определение размера средств, находящихся в распоряжении ЖКХ. В рамках оценки всей совокупности средств, аккумулированных в отрасли, и мониторинга их дальнейшего перераспределения разработаны и рекомендованы к внедрению на региональном уровне методологические подходы к формированию отраслевого бюджета ЖКХ для эффективного управления финансовыми потоками.
Региональный бюджет ЖКХ - это финансово-экономический план ЖКХ на территории субъекта РФ, состоящий из параметров экономических показателей всех доходов, аккумулированных в отрасли (в том числе, бюджетного финансирования, платежей населения, средств организаций), а также расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг населению в многоквартирных домах. Бюджет ЖКХ формируется с целью достижения баланса доходов и расходов отрасли ЖКХ на территории субъекта РФ, в том числе по расчетным периодам, полноты и своевременности финансового обеспечения функционирования всей отрасли в целом, а также для построения эффективных межбюджетных отношений.
Несмотря на преимущества бюджетирования, его реализация пока ограничена, в том числе из-за правовой и методологической непроработанности. Поэтому на федеральном и региональном уровне необходимо утвердить постановлением Правительства Положение о бюджете ЖКХ, чтобы практика его формирования и использования была внедрена повсеместно. Жилищно-коммунальный бюджет должен состоять из трех частей и следующих показателей:

1. Смета доходов и расходов:

- стоимость жилищно-коммунальных услуг (установленный предельный уровень, средняя стоимость), руб./кв.м;
- объем оказанных жилищно-коммунальных услуг, руб.
- средства, начисленные потребителям, руб.;
- средства, фактически полученные от потребителей, руб.;
- бюджетное финансирование (субсидии гражданам, субсидии организациям, найм), руб.;
- затраты управляющего субъекта на предоставление жилищно-коммунальных услуг (по каждой услуге), руб.;
- дебиторская и кредиторская задолженность, руб.
2. Обоснование сметных назначений:
- жилищный фонд, кв.м.;
- количество многоквартирных домов, шт.;
- плановое и фактическое потребление: вывоз твердых бытовых отходов, тыс. куб. м.; теплоэнергия, тыс. Гкал; водоснабжение, тыс. куб. м.; водоотведение, тыс. куб.м.; газоснабжение, тыс. куб.м.; электроснабжение, тыс. кВт/ч.
- нормативы потребления, ед.;
- рост тарифов в отчетном году (в т.ч. на содержание жилья, на коммунальные услуги), %;
- рост тарифов в следующем году, (в т.ч. на содержание жилья, на коммунальные услуги), %.
3.Текстовая программная часть, включающая мероприятия по оптимизации управления финансовыми ресурсами. Этот раздел должен связать финансовую (сметную) часть бюджета со стратегией развития отрасли, что позволит реализовать программно-целевой подход к финансовому обеспечению ЖКХ.
Формирование и использование бюджета ЖКХ позволит:
- систематизировать всю имеющуюся организационно-управленческую и финансовую отраслевую информацию;
- оценить всю совокупность отраслевых денежных средств (доходы и расходы ЖКХ);
- оценить эффективность финансового обеспечения и управления финансовыми средствами в ЖКХ;
- прогнозировать будущие изменения;
- реализовать возможность консолидации бюджетов ЖКХ - для оценки финансового состояния всей отрасли России в целом и принятия объективных решений (на федеральном уровне) об увеличении или уменьшении бюджетного финансирования отрасли;
- на основе информационно-аналитической информации бюджета ЖКХ разрабатывать целевые программы развития отрасли на федеральном, региональном и местном уровнях.

Значительная роль в системе финансов ЖКХ отведена финансам управляющих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирными домами по своим отраслевым характеристикам связано с предоставлением услуг по текущему обслуживанию жилищного фонда. Именно для обеспечения реализации данных услуг управляющие субъекты образуют и используют финансовые ресурсы, формируют доходы и осуществляют расходы.
Входящие финансовые потоки управляющего субъекта включают в себя оплату жилищно-коммунальных услуг потребителями, дотации, субсидии, субвенции из бюджета на покрытие разницы в тарифах в связи с государственным регулированием цен, в связи с реализацией мер социальной защиты и финансированием различных целевых программ. Их исходящие финансовые потоки составляют финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также финансовое обеспечение процесса предоставления коммунальных услуг; уплату налогов.

4.Система муниципального заказа в жилищной сфере.

Содержание понятия "муниципальный заказ" вытекает из основных целей деятельности и функций местных органов власти, которые кратко можно сформулировать как обеспечение жизненно важных потребностей проживающего на территории муниципального образования населения. Муниципальный заказ представляет собой документально оформленное и финансируемое из муниципального бюджета поручение хозяйствующему субъекту выполнить работы, поставить товары или оказать услуги, направленные на удовлетворение нужд местного населения.

В соответствии с определением понятия "муниципальный заказ" можно выделить его основные признаки:

- обеспечение потребностей муниципального образования, т.е. населения в целом;

- финансирование за счет муниципального бюджета;

- исполнение заказа хозяйствующими субъектами любых форм собственности, получившими этот заказ в соответствии с установленным порядком;

- нормативно-правовая регламентация деятельности по размещению муниципального заказа.

Указанные особенности муниципального заказа предопределяют необходимость использования адекватных способов его размещения, которые предусмотрены действующим законодательством. Речь идет о размещении заказа на основе конкурса.

Конкурсная система размещения муниципального заказа представляет собой нормативно установленную процедуру отбора исполнителей заказа на основе наилучшего соответствия предложенных ими условий реализации заказа заранее установленным и публично объявленным критериям.

Вне зависимости от параметров конкретного заказа можно выделить общие принципы организации и проведения конкурсов. Прежде всего необходимо правовое обеспечение конкурса. С этой целью разрабатывается и утверждается положение о порядке проведения конкурса, в котором регламентируется процедура и критерии отбора, требования, предъявляемые к участникам, порядок заключения договора с победителем. Конкурсы, проведенные с нарушением правовых основ, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Согласно п. 1 и п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание конкурса недействительным влечет недействительность договора, заключенного с победителем конкурса. Исходя из правовой природы конкурса, споры о признании его результатов недействительными подведомственны арбитражному суду на основании ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса.

Список литературы

1.Жилищный кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2010. –128 с.

2.Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-Ульяновск:УлГТУ,2009. - 160 с.

3.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства.Учебное пособие., 2009.Изд. «Академия». - 158 с.

4.Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. – 3-е изд.- Ростов н/Д., «Феникс», 2010. – 286 с.

5.Экономика города : учебное пособие / В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довдиенко. – М. : КНОРУС, 2010. – 368 с.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Предмет учебного курса «Конституционное право зарубежных стран»

2. Содержание школьного курса математики, анализ школьных программ и учебников по математике

3. Предмет и задачи дисциплины, цель изучения курса. Автоматизированные системы управления, и ее роль в организации транс портного обслуживания

4. Предмет медицинской биологии, его содержание, связь с другими науками

5. Экономика здравоохранения в структуре современной экономической науки. Предмет, цели и задачи экономики здравоохранения

6. Введение, история предмет и содержание медицинской микробиологии, иммунологии, вирусологии. Классификация микроорганизмов, имеющих медицинское значение

7. Предмет теории и методики преподавания математики, цель, задачи, содержание, связь с другими науками. История развития и современное состояние

8. Разработка дистанционного курса по дисциплине «Правовые основы прикладной информатики» с дальнейшей реализацией этого курса в системе дистанционного обучения Moodl

9. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов. Содержание постоянного и переменного файла

10. Модели построения начального курса математики