Формы получения образования
Работа добавлена: 2016-07-21





Формы получения образования

Возможность получить образование в различных формах – важная гарантия конституционного права каждого на образование. Многообразие форм получения образования позволяет личности осваивать образовательные программы с учетом ее потребностей и возможностей, преодолеть различного рода сложности на пути к получению образования, которые могут быть связаны с возрастом человек, его материальным положением, состоянием здоровья, занятостью

Форма получения образования – это способ организаций образовательного процесса.

Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах, каждая из которых есть особый способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ:

  1. очная форма
  2. очно-заочная форма
  3. заочная форма
  4. семейное образование
  5. самообразование

В ОУ образование организуется по очной, очной-заочной и заочной формам.

Основным критерием разграничения этих трех форм получения образования в ОУ является установленное соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося, которое обуславливает различия не только в объемах аудиторной нагрузки и самостоятельной работы, но и отличия в организации методического обеспечения образовательного процесса, количестве планируемых консультации, проведении производственных и иных практик, предусмотренных учебным планом, и т.д.

При очной форме получения образования на аудиторную работу должно приходиться, не менее 50% объема часов, предусмотренных для освоения образовательной программы, при очно-заочной форме (вечерней) – не менее 20%, а при заочной- не менее 10%.

Особо следует отметить обозначившуюся в последнее время тенденцию активизации такой разновидности организации образовательного процесса, как дистанционное обучение. Быстрое распространение дистанционного образования, стимулируемое развитием информационных технологии и Интернете, представляет собой дополнительную гарантию реализации права на образование, содействуя  получению образования инвалидами, лицами, проживающими в отдаленных, труднодоступных или малонаселенных районах, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности  образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося  преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации

Вне ОУ образование может быть получено в следующих формах:  в форме семейного образования, самообразования.

Получение образования в форме семейного обучения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» граждане РФ имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.

Семейное (домашнее) образование – семья самостоятельно, по своему решению и под свою ответственность организует процесс образования (т.е. обучения и/или воспитания), а также содержания своего ребенка. Таким образом, семья принимает на себя те обязательства и выполняет те функции государства, которые, в противном случае, выполняло бы само государство. Государство же, со своей стороны, передает семье те финансовые средства, которые оно само затратило бы на исполнение указанных обязательств и функций по отношению к семье и ее ребенку. При этом государство оставляет за собой право контроля за расходованием семьей выделенных средств по назначению, за результатами их использования и их взыскания из бюджета семьи в случае каких-либо нарушений или невыполнения ею взятых обязательств. Семья же оставляет за собой право обратиться к услугам государства и его системы образования.

Семейное образование – форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт. Общеобразовательное учреждение при этом осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимся в форме семейного образования. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям, или лицам, их заменяющим. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Для осуществления семейного образования родители имеют право:

– пригласить преподавателя самостоятельно;

– обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;

– обучать самостоятельно.

При этом родители информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

Семья, желающая осуществлять семейное образование своего ребенка, обязана подать письменное заявление об этом в местные органы государственного управления образованием. Местные органы государственного управления образованием обязаны рассмотреть поданное заявление, и принять по нему решение в месячный срок со дня подачи заявления. Отказ в предоставлении права на семейное образование должен быть дан заявителю в письменном виде с указанием причин отказа не позднее указанного срока. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Предоставление права на семейное образование оформляется приказом (распоряжением) и договором с семьей. Один экземпляр документов выдается семье.

Как правило, семейное образование в наиболее полной форме реализует индивидуальное обучение. Индивидуальная форма обучения – взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т.п.). Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы:

1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение;

2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных;

3) системы индивидуально-коллективных занятий.

Репетиторство – наиболее распространенная форма индивидуальных занятий, основой которых является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником, определенной системы требований. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов – школьных, вступительных в вузы. К уровню личностного и творческого развития учащихся в данном случае требований не выдвигается.

Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Например, П. Торранс обнаружил, что те одаренные дети, которые работали с менторами, достигли больших успехов, чем их столь же талантливые сверстники. По мнению психологов, сотрудничество с менторами – лучший предсказатель творческих достижений, чем коэффициент интеллектуального развития (IQ) или другие традиционные критерии.

Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Тьютор – это научный руководитель учащегося. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант девять лет работал тьютором в семьях, прежде чем начал свою деятельность в университете. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих и научных недель. Возможна смешанная система обучения, когда одни учащиеся занимаются индивидуально с тьюторами, другие в это же время обучаются по классно-урочной системе.

В последние годы восстанавливаются традиционные когда-то формы семейного образования и гувернерства. В отдельных случаях имеет место кооперативное семейное образование, когда родители нескольких семей объединяются для организации занятий со своими детьми.

Другой формой получения образования вне ОУ является самообразование, предусматривающее самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы.  Всоответствии с Законом РФ «Об образовании» граждане Российской Федерации имеют право на выбор формы получения образования.

Самообразование, как  форма обучения предполагает самостоятельное, ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего, среднего /полного/ общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию.

Для самообразования действует единый государственный образовательный стандарт.

Право дать ребенку образование в форме самообразования может предоставляться всем  родителям (лицам, их заменяющим).

Перейти на данную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.

Обучающийся, получающий образование в форме самообразования, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

Приказом по образовательному учреждению на основании заявления родителей (законных представителей) определяется дата перехода на получение образования в форме самообразования,  не позднее, чем за 3 месяца до государственной (итоговой) аттестации, регламент   работы педагогического коллектива с обучающимся в форме самообразования.

Отношения между  образовательной организацией и родителями (законными представителями) по организации образования в форме самообразования определяется на основе договора, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.

Учащийся, получающий образование в форме самообразования, числится в списке учащихся класса в соответствии с годом усвоения образовательных программ.

Для осуществления самообразования родители (лица их заменяющие) для получения консультаций могут:

— пригласить преподавателя самостоятельно;

— обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;

— консультировать самостоятельно.

Родители (лица, их заменяющие) информируют  общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией школы  возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.

Образовательная организация во время получения образования в форме самообразования:

-предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы;

-организует проведение  необходимых консультаций по учебным предметам;

-предоставляет возможность пользоваться кабинетами для проведения лабораторных, практических работ (по согласованию с администрацией школы);

-осуществляют промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.

Образовательное учреждение вправе отказать в получении образования в форме самообразования при условии:

-не освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам;

-в случае неуспеваемости обучающегося по итогам года по одному и более предметам.

2.9.Повторное освоение обучающимся образовательных программ на любой ступени обучения в форме самообразования не допускается, учащийся должен перейти на очную форму обучения.

Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению педагогического совета  образовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.

Для получения документа об основном общем  и среднем (полном) общем образовании,  обучающейся в форме самообразования, проходит государственную (итоговую) аттестацию по общеобразовательным программам в соответствии с законодательством РФ.

К итоговой аттестации допускаются обучающиеся в форме самообразования, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам, за курс одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования.

Обучающимся в форме самообразования, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании. Документ выдается тем общеобразовательным учреждением, в котором обучающийся походил итоговую аттестацию.

Обучающиеся в форме самообразования, прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс переводного класса, переводятся в следующий класс и получают справку с оценками за соответствующий курс по всем дисциплинам.

К итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования допускаются обучающиеся в форме самообразования, имеющие документ об основном общем образовании.

Самообразование является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Сциентическая и культурологическая концепции содержания образования. Дифференция и интеграция содержания образования

2. Методы получения заготовок

3. БИНАРНЫЙ ЛЁД. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ БИНАРНОГО ЛЬДА

4. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СПЕРМЫ НА ИСКУССТВЕННУЮ ВАГИНУ

5. Особенности получения государственной социальной защиты отдельными категориями граждан

6. Методы получения информации. Свойства информации

7. Предмет и задачи фармакологии, её связь с другими дисциплинами. Источники получения лекарственных веществ. Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственном препарате, синонимах и аналогах лекарственных препаратов

8. РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

9. Доброкачественные образования глотки

10. Система образования в России