Система законодательства РФ о физической культуре и спорте
Работа добавлена: 2016-07-26





Система законодательства РФ о физической культуре и спорте

В последние годы термин «законодательство о физической культуре и спорте» стал широко использоваться. Однако комментариев к законодательным актам названной сферы практически не существует. Поэтому юридической доктрины или хотя бы четких представлений о месте, роли, фактическом содержании, объеме законодательства о физической культуре и спорте пока нет.

Вместе с тем уже стало очевидным, что законодательство о физической культуре и спорте - комплексный массив нормативно-правовых актов, включающий нормы конституционного, гражданского, трудового, международного и других отраслей права.

Оно тесно связано с законодательством об образовании, о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении.

Основу законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте составляет Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее -Закон),принятый в 2007 году.

Если мысленно представить себе систему отраслей отечественного права и соотнести с ней законодательство о физической культуре и спорте, то можно увидеть следующую картину: значительная часть законодательства о физической культуре и спорте совпадает с правовым полем гражданского законодательства.

Сегодня законодательная, нормативная и материально-техническая базы, являющиеся основой для реализации в стране государственной политики в области физической культуры и спорта, неадекватны проводимым социально-экономическим реформам, не гарантируют конституционного права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, так как не обеспечены достаточным финансированием и не имеют надежных механизмов реализации.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, Основы законодательства по физической культуре и спорту, здравоохранению и т.д., федеральные законы, в которых в той или иной степени затрагивались вопросы физической культуры и спорта, законы по физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта.

Нормативный правовой акт. Норма права. Структура нормы права. Формы изложения правовых актов. Виды нормативных правовых актов

Юридическое мышление, необходимое для овладения основами нормативно-правового регулирования общественных отношений, предполагает понимание смысла основных терминов и понятий, принятых в теории права.

К числу основных терминов и понятий теории права относятся следующие.

Нормативно-правовой акт.Нормативно-правовой акт – официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства в целях установления, изменения или отмены нормы права.

Норма права.Под нормой права принято понимать первичный элемент системы права,юридически обязательное правило поведения, установленное компетентными государственными органами, закрепленное в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения. Нормы права являются «клеточками» права и служат государственным регулятором типовых общественных отношений.

Согласно определениям, данным в учебном пособии В.Н. Хропанюка «Теория государства и права», основнымипризнакаминорм права, раскрывающими смысл и содержание понятия «норма права», являются следующие:

  1. нормы права выступают государственным регулятором типового общественного отношения;
  2. нормы права определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов права;
  3. нормы права санкционируются государством;
  4. в необходимых случаях реализация норм права обеспечивается мерами государственного принуждения;
  5. нормы права имеют предоставительно-обязывающий характер.

Структура нормы права.Норма права имеет логическую структуру, включающую такие элементы, какгипотеза, диспозиция и санкция.Логическую структуру нормы права можно представить таким образом: «Если..., то..., иначе ...».

Гипотеза –предположение, часть нормы, устанавливающая обстоятельства, при которых она действует, круг субъектов, на которые распространяется.

Диспозиция –распоряжение, часть нормы, определяющая само правило поведения в виде прав и обязанностей определенных субъектов.

Санкция –часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия в случае нарушения установленного правила.

Формы изложения правовых норм в нормативных правых актах:

  1. полная – в статье нормативного правового акта содержатся все вышеназванные элементы нормы права;
  2. отсылочная – в статье содержатся не все элементы, но имеется отсылка к соответствующим статьям этого же нормативного правового акта, где этот элемент изложен;
  3. бланкетная – в статье лишь упоминается правило либо устанавливается ответственность за его нарушение, само же правило излагается в другом нормативном акте.

Нормативный правовой акт является внешним выражением воли законодателя, направленной на регулирование общественных отношений. Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия.

Виды нормативных правовых актов.Нормативные правовые акты могут быть классифицированы по различным признакам: по юридической силе, по объему и характеру действия, по основным субъектам государственного правотворчества и т. д.

По юридической силенормативные правовые акты делятся назаконы и подзаконные акты.

Закон – это юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Он составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для закона характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд правил: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных связей, закон в то же время делится на определенные виды, в частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обычные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие.

Подзаконные акты – это документы, принимаемые органами государственной власти на основе и во исполнение законов, направленные на изменение и прекращение правоотношений с целью обеспечения нормального функционирования организаций, учреждений, предприятий любой формы собственности, проводящих работу по развитию физической культуры и спорта среди населения страны, и в частности, проведению соревновательного процесса. В подзаконные акты, кроме указов и распоряжений Президента РФ, относятся постановления и распоряжения Правительства РФ, акты ЦБ РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти.

Юридическая сила нормативных правовых актов - наиболее существенный признак их классификации, поскольку определяет место и значимость акта в системе государственного правового регулирования.

Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние должны издаваться на основе актов вышестоящих органов, во исполнение их и в строгом соответствии с ними.

Так, законы субъекта Российской Федерации, например Белгородской  области, должны издаваться по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти Белгородской области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и во исполнение их.

По основным субъектамгосударственного правотворчества нормативные правовые акты можно подразделить наакты законодательной власти(законы и пр.),акты исполнительной власти(подзаконные акты - постановления, распоряжения и пр.) иакты судебной власти(постановления пленумов Верховного суда Российской Федерации и другие юрисдикционные акты общего характера).

В системе иерархии нормативных правовых актов ведущее и основное положение занимает закон.

Подзаконные нормативные правовые акты по своей юридической силе также образуют иерархию.

  1. Указы Президента Российской Федерации - издаются на основе и в развитие законов. Полномочия Президента Российской Федерации в правотворческой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, специальными конституционными законами и регламентируют стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
  2. Постановления Правительства Российской Федерации – подзаконные нормативные акты, более подробно регламентирующие вопросы государственного управления отраслями и сферами жизни. Они издаются по вопросам образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта и т. д.
    1. Ведомственные акты - нормативные правовые акты, изданные структурными подразделениями Правительства Российской Федерации: министерствами, комитетами и другими ведомствами, по вопросам их компетенции и в целях выполнения установленных функций по государственному управлению.
    2. Региональные и местные акты - нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях. Их действие ограничено территориальной юрисдикцией органов, издавших их.

Подзаконные нормативные правовые акты призваны обеспечить механизмреализации законов. Они играют вспомогательную роль. Как отмечалось выше, в нормативном регулировании общественных отношений главное и основополагающее место занимает закон. Он должен охватывать своим действием все основные стороны общественной жизни и является главным гарантом прав и свобод человека. Федеральный закон - основной источник права.

Следует помнить, что степень юридической силы нормативных правовых актов может быть различной. Но степеньобязательности соблюдениясодержащихся в них норм и правил абсолютно одинакова для всех, к кому относятся их предписания.

Место спортивного права в российской правовой системе

В системе российского права спортивное право как новейшая комплексная отрасль формируется из норм различных отраслей права: конституционного, муниципального, административного, финансового, информационного, хозяйственного (предпринимательского), гражданского, уголовного, международного, процессуального и др. Главной сферой регулирования в спортивном праве, напомним, являются отношения, складывающиеся в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Конституционное право.Оно является стержневой отраслью права любого государства, представляя собой, образно говоря, ствол дерена, из которого вырастают другие отрасли права. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства и общественного строя, основы положения личности, важнейшие принципы внутренней и внешней политики.

Конституция занимает высшее место в иерархии законодательных актов страны. Конституция отличается от иного закона, как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является основным законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Никакой другой акт не может стать высшей юридической нормой по отношению к Конституции. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства.

В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, установлено:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (Глава 1. «Основы конституционного строя», статья 2).

Конституция РФ провозглашает право каждого человека на охрану здоровья. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, характеризуется не просто отсутствием болезней и физических дефектов, но является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия. В настоящее время нет необходимости доказывать огромное значение для личности и общества регулярных занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях укрепления здоровья, повышения работоспособности, предупреждения заболеваний, борьбы с проявлением таких  негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, преступность, и т.д. Представителями российской и зарубежной науки доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни людей, неотъемлемой составной частью которого являются физическая культура и спорт.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья Человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Вместе с тем приходится констатировать, что, по данным государственной статистики, в настоящее время только около 12-15% населения России осуществляют активную физкультурно-спортивную деятельность в свободное время. Одной из важнейших причин такого положения дел является несовершенство нормативно-правовой базы функционирования физической культуры и спорта.

Согласно подп. «е» п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Трудовое право.Важным  структурным элементом  спортивных отношений выступают отношения, связанные с применением труда работников сферы физической культуры и спорта, прежде всего профессиональных спортсменов, опосредуемые спортивным правом. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дано определение профессионального спорта. В Трудовом кодексе Российской Федерации, который является главным источников трудового права, особенностям труда спортсменов и тренеров посвящена специальная глава (54.1), включающая 348 статью, состоящую из 12 пунктов.

Гражданское право.Оно представляет собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основывающиеся на автономии воли и имущественной самостоятельности участников таких отношений, характеризующиеся методом юридического равенства сторон.

Имущественные отношения в сфере физкультуры и спорта являются важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законы и правовые акты, содержащие нормы гражданского права, регламентируют вопросы участия субъектов физкультурно-спортивной деятельности в обязательствах, регулируют порядок заключения и исполнения многих хозяйственных договоров. Основная особенность гражданского права заключается в том, что оно охватывает отношения только между равноправными и независимыми субъектами.

Таким образом, гражданское право вместе с другими отраслями права в определенной мере регулирует экономические отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. Так, приобретение и потребление спортивных изделий осуществляется в рамках гражданского права, задача которого –  удовлетворение имущественных и личных неимущественных интересов. Вместе с тем физическая культура и спорт как самостоятельная область общественных отношений имеет особое содержание, предопределяемое спецификой ее элементов (физическое воспитание, профессиональный и массовый спорт, олимпийское движение и т.д.), и соответственно специфическое регулирование.

Хозяйственное (предпринимательское) право.На наш взгляд, его можно рассматривать как надотрасль в системе права, в состав которой входят такие комплексные отрасли права, как маркетинговое, банковское, конкурентное, корпоративное, конкурсное, приватизационное, биржевое, транспортное, строительное, аграрное, спортивное и др. Вместе с тем сферой предпринимательского права охватываются лишь отдельные элементы физической культуры и спорта, например связанные с качеством физкультурно-оздоровительной и спортивной продукции, и регулируются они в общем плане. Спортивное же право максимально полно, детально, глубоко и всесторонне регулирует все направления данной конкретной специфической сферы деятельности.

Административное право.Оно регламентирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов власти всех уровней, их цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Административное право характеризуется наличием вертикальных отношений «власти — подчинения» между неравноправными субъектами. В административных отношениях орган, наделенный властными полномочиями, не только участвует, но и реализует эти властные функции. Взаимодействие между административным и спортивным правом выражается в том, что на основе административных актов (например, предписаний контрольного органа) в ряде случаев возникают, изменяются и прекращаются спортивные правоотношения.

Для занятия некоторыми видами физкультурно-спортивной деятельности необходимо получить лицензию от компетентного органа государственного управления. В этой связи между спортивной организацией и органом государственного управления возникает вертикальное по своей природе правоотношение. Вертикальные отношения возникают также в таких сферах физкультурно-спортивной деятельности, как стандартизация и сертификация спортивных изделий и техники. Административное право оказывает регулирующее воздействие и на спортивную рекламу путем осуществления государственного контроля и надзора за ее соответствием требованиям законодательства. Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований, так или иначе связанных с физкультурно-спортивной деятельностью.

Уголовное право.Регулирует отношения, возникающие в связи с совершением преступления; для него характерен императивный метод, ему свойственны меры принудительного воздействия, карательный характер ответственности, его основная функция – охранительная. Уголовное право охраняет и отношения в сфере физической культуры и спорта, например связанные с массовыми: беспорядками при проведении спортивных соревнований.

Международное право.С учетом все большего вовлечения нашей страны в международные спортивные отношения появляется необходимость пристального рассмотрения международно-правовых аспектов данной проблемы.

Надо сказать, что многие источники, на основе которых формируется современное спортивное право, представляют собой нормативную деятельность международных спортивных организаций, судебную и арбитражную практику.

Нельзя не отметить и тесную связь спортивного права спроцессуальным правом,в частности с арбитражным процессом — формой существования материального права. Основу предмета арбитражного процесса составляют отношения, возникающие между участниками рассмотрения спортивных споров в арбитражных и третейских судах.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Лекции по физической культуре

2. Система законодательства Республики Беларусь. Законы и подзаконные нормативные правовые акты

3. Систематизация законодательства

4. Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность

5. Буддизм в культуре Японии

6. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

7. Образцы нравственности в культуре Отечества

8. Философия, ее предмет и роль в культуре общества

9. Влияние изменения партийного и избирательного законодательства на электоральные процессы в современной России

10. Ислам, его место и роль в истории и культуре Ближнего востока