ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ
Работа добавлена: 2016-07-25





Московский  авиационный  институт

(национальный исследовательский  университет) – МАИ

Кафедра 504 «Экономическая информатика»

А.М. Ковалев

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ

Учебное пособие

Москва, 2014

Рассматривается понятие системы управления проектами, общий принцип построения ее функциональной структуры и варианты его реализации, обусловленные различными моделями жизненного цикла разрабатываемых систем. Проводится анализ наиболее распространенных программных продуктов и некоторых комплексных корпоративных АЭИС, реализующих проектное управление. Излагается версия системной архитектуры АЭИС для управления проектами в организации-разработчике. Рассматриваются методы и модели управления проектами, основанные на применении линейных и сетевых диаграмм, и технология их реализации. Излагается последовательность процедур по формированию сетевой модели реализации проекта и ее оптимизации с использованием инструментального средства Microsoft Project. Приводится пример решения задачи формирования первоначального сетевого графика реализации проекта и его последующей оптимизации с использованием указанного инструментального средства.

Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров:

- «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в экономике») при изучении дисциплины «Управление информационными системами»;

- «Экономика» (профиль «Бизнес-информатика в экономике») при изучении дисциплины «Управление IT проектами»;

- «Экономика» (профиль «Экономика авиационных проектов») при изучении дисциплины «Информационные технологии в экономике»;

- «Менеджмент» (все профили, предусмотренные учебным процессом в ИНЖЭКИН МАИ) при изучении дисциплины «Информационные технологии в менеджменте».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

     Введение……………………………………….…………………………........................

4

     1. Функциональная структура системы управления проектами (на примере проектов в области информационных технологий)……………..…………………….

5

     1.1. Понятие системы управления проектами в организации-разработчике.…………………………………………………………………………………

5

     1.2. Принцип определения состава функциональных задач управления проектами…....………………………………………………………………………………………...

6

     1.3. Этапы разработки системы.……..………………………………………………….

9

     1.4. Основные функции управления проектами……………………………………….

14

     1.5. Основные фазы (процессы) управления проектами………………........................

15

     2. Способы и средства автоматизации управления проектами в организации-разработчике.…......................................................................................................................

19

     2.1. Подходы к автоматизации и способы создания АЭИС в области  управления проектами.……………………………………………………….............................................

19

     2.2. Примеры тиражируемых решений по автоматизации проектного управления и их обобщение…………………………………………………………………………………

21

     2.2.1. Комплексные АЭИС для проектного управления………………........................

21

     2.2.2. Проблемно-ориентированные инструментальные средства…………………...

25

     2.3. Рекомендации по процедуре выбора программного обеспечения при использовании тиражируемых решений………………………………...........................................

26

     3. Основные методы планирования и управления проектами…………………...

35

     3.1. Общие положения………………..………………………………………………….

35

     3.2. Временные (линейные) диаграммы………………………………………………...

36

     3.3. Сетевая модель планирования и управления проектами…………………………

37

     3.3.1. Основные понятия и определения при использовании сетевого планирования и управления…………………………………………..…………………………………

38

     3.3.2. Наиболее распространенные методы сетевого планирования…........................

43

     3.4. Модели, интегрирующие временные диаграммы и сетевую модель……………………………………..…………………………………………………….

48

     4. Технология сетевого планирования и управления проектами в организации-разработчике………………..………………………………………………………….

49

     5. Технология формирования сетевого плана с использованием инструментального средства Microsoft Project на примере разработки функциональной подсистемы АЭИС.....………………………………………………………………………

55

     5.1. Формулировка задачи……………..……………………………………...................

55

     5.2. Основные типы задач проекта, предусмотренные инструментальным средством Microsoft Project……………..…………………………………………………….

59

     5.3. Последовательность процедур по формированию сетевого плана разработки функциональной подсистемы АЭИС с использованием инструментального средства Microsoft Project…..………………………………………………………………………

62

     5.4. Результаты решения задачи в соответствии с принятой формулировкой……………………………………………………………………………………………..

72

     Список использованных источников.…..………………………................................

86

ВВЕДЕНИЕ

Проект – это ограниченный по времени уникальный комплекс мероприятий по целенаправленному созданию или изменению некоторой системы с четко сформулированными целями, достижение которых определяет завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Цели проекта, требования к нему, промежуточные и окончательные результаты выполнения, как правило, должны быть оформлены в виде проектной документации.

Проектная деятельность осуществляется во многих областях экономики, техники, социальной сферы и т.д. Можно разрабатывать проекты новой продукции, новых технологий, проекты зданий и сооружений. В области информационных технологий реализуются проекты разработки программных продуктов и автоматизированных информационных систем, информационных продуктов, веб-сайтов, другой продукции сферы информатики. Проектная деятельность широко осуществляется в полиграфии, где реализуются проекты издания печатной продукции, а также в сфере услуг, культурного обслуживания (проект организации концерта, постановки нового спектакля и т.п.).

На проектную деятельность ориентированы многие фирмы: НИИ, КБ, проектные организации в различных отраслях экономики, организации, разрабатывающие программные и информационные продукты, автоматизированные экономические информационные системы (АЭИС). Вместе с тем, переход к рыночным отношениям  заставляет все в большей степени заниматься проектной деятельностью организации, традиционно ориентированные на процессную деятельность – производство продукции и услуг. Это, в первую очередь, относится к организациям промышленности, проектная деятельность которых связана с внедрением технологических, продуктовых и организационных инноваций, включая внедрение и дальнейшее развитие АЭИС.

Распространение проектной деятельности послужило стимулом для создания специализированных программных продуктов, ориентированных на автоматизацию управления проектами, а также комплексных корпоративных АЭИС для управления проектами в организациях – участниках процесса системной разработки (разработчиках, заказчиках, пользователях и т.п.).

Учебное пособие является базовым по дисциплинам «Управление информационными системами» и «Управление IT проектами». Дисциплина «Управление информационными системами» изучается согласно основной образовательной программе (ООП) по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в экономике»). В соответствии с компетентностным подходом, предусмотренным ООП по указанному направлению, в рамках данной дисциплины настоящее Учебное пособие обеспечивает  формирование  следующих компетенций: ОК-4 «Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность»; ПК-11 «Способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла»; ПК-14 «Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС».

Дисциплина «Управление IT проектами» изучается согласно ООП по направлению подготовки бакалавров «Экономика» (профиль «Бизнес-информатика в экономике»). В соответствии с компетентностным подходом, предусмотренным ООП по указанному направлению, в рамках данной дисциплины настоящее Учебное пособие обеспечивает  формирование  следующих компетенций: ПК-11 «Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта»; ПК-36 «Способен организовать работу в малых и больших коллективах исполнителей»; ПК-48 «Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к  информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов».

Учебное пособие может также оказаться полезным студентам, изучающим дисциплины «Информационные технологии в экономике» (ООП по направлению подготовки бакалавров «Экономика», профиль «Экономика авиационных проектов», формируемые компетенции:  ПК-4 «Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач» и ПСК-6-Э «Способен применить соответствующий инструментарий для управления портфелем проектов авиапредприятия») и «Информационные технологии в менеджменте» (ООП по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент», формируемые компетенции: ОК-17 «Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией» и ПК-20 «Владеет методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения»).

1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)

1.1. Понятие системы управления проектами в организации-разработчике

Под управлением проектом подразумевается профессиональная деятельность, направленная на выполнение проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, в денежных средствах и материальных ресурсах, а также по качеству конечных результатов проекта [7]. Управление как процесс характеризуется следующими основными компонентами: целью управления, ограничениями, объектом и субъектом управления, контуром управления, организационными структурами управления, методами и средствами управления.

Глобальной целью управления проектированием в области информационных технологий является получение проекта информационной системы – ИС (программного продукта – ПП, информационного продукта – ИП и т.п.1

) с заданными пользователем (заказчиком) параметрами. Ограничениями могут выступать сроки проектирования, требуемые ресурсы, требования к составу и качеству проектной документации. Объектом управления является процесс проектирования ИС как деятельность коллектива разработчиков системы, а также состояние используемых ресурсов.

Выделение субъекта управления связано с разделением труда в коллективе специалистов при проектировании ИС. Это – лицо, осуществляющее управляющие воздействия на объект управления в целях достижения поставленных целей проектирования. При выделении субъекта управления необходимо иметь в виду, что управление проектными работами может осуществляться на нескольких уровнях, в том числе:

• руководства проектной организации;

• руководства обеспечивающими подразделениями (например, отдела маркетинга, отдела кадров и т.п.);

• руководства функциональными подразделениями производственного профиля (например, отдела интернет-проектов, отдела организации баз данных и т.п.);

• руководителей проектов (главных конструкторов, менеджеров);

• руководителей проектных групп (ответственных исполнителей).

На каждом уровне управления проектными работами существует определенное представление о процессе проектирования, целях и задачах управления процессом проектирования ИС, что определяется кругом должностных обязанностей, характером выполняемых субъектами управления функций, набором используемых методов и средств управления.

Контур управления представляет собой систему прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления, обеспечивающих процесс управления.

Организационная структура управления предполагает определение состава и взаимосвязи подразделений в организациях, осуществляющих проектирование систем, и наделение этих подразделений соответствующими правами и обязанностями. Внешний аспект формирования организационной структуры управления проектированием предполагает выделение участников процесса проектирования, эксплуатации и сопровождения систем (это, прежде всего, пользователь, заказчик, администратор и разработчик), определение их функциональных обязанностей, а также способов взаимодействия.

Методы и средства управления в современной их интерпретации можно рассматривать как применяемые фирмой стандарты проектирования, включая внутрифирменные стандарты [8], и как функциональные информационные технологии, применяемые в целях автоматизации управления проектами. Функциональные информационные технологии в области проектного управления предполагают наличие определенной функциональной структуры (взаимосвязанного состава функциональных задач) системы управления проектами и рассматриваются ниже в настоящем учебном пособии.

Совокупность объекта и субъекта управления проектами, контура управления, в котором объекту управления передается управляющая информация для поддержания и улучшения его функционирования, а субъекту управления – информация о состоянии объекта управления, используемая для принятия управленческих решений, а также методов и средств управления рассматривается как система управления проектами. Специализированные АЭИС, создаваемые в разрабатывающих организациях в целях повышения эффективности управления проектами на основе его комплексной автоматизации, являются информационно-технологическим ядром современных систем управления сложными проектами.

1.2. Принцип определения состава функциональных задач

управления проектами

В целях определении функциональной структуры системы управления проектами функциональная задача управления разработками отождествляется с некоторым элементарным процессом управления проектом. Общее множество возможных процессов управления проектом может быть представлено в виде трехмерного пространства2




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Информационные технологии в управлении проектами

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КАФЕ-БАРА «ВЕЧЕРНИЙ КВАРТАЛ»)

4. Информационные технологии организационного управления (Корпоративные информационные технологии). Основные концепции управления производством. Достоинства и недостатки системы “клиент-сервер”. Особенности систем Интранет, их достоинства, используемые откры

5. Маркетинговые информационные системы в управлении ВУЗом

6. Информационные технологии как сфера услуг, их классификация. Понятие информационной технологии и этапы ее развития

7. Базовые информационные технологии: телекоммуникационные технологии. Разновидности архитектур компьютерных сетей, их структура. Основные компоненты Интернета

8. Базовые информационные технологии: технологии защиты информации

9. Базовые информационные технологии: технологии искусственного интеллекта. Определение, классификация и структура интеллектуальной системы. Модели представления знаний. Экспертные системы (ЭС) и задачи, решаемые ими. Разновидности ЭС, инструментальные средс

10. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКА