Основные концепции и закономерности развития малого бизнеса, особенности в Республике Беларусь
Работа добавлена: 2015-12-06





РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 42 с., 4 рис., 3 табл., 27 источников.

переходный период, малый бизнес, государственное регулирование, поддержка, социально ориентированная экономика, социально-экономическое развитие.

Объект исследования ― малый бизнес Республики Беларусь.

Предмет исследования ― основные концепции и закономерности развития малого бизнеса, особенности в Республике Беларусь.

Цель работы: исследовать основные процессы  построения малого бизнеса, а также проблемы  его развития в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведен анализ  деятельности субъектов малого бизнеса, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.  

Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы  малого бизнеса и предложены  конкретные способы их решения в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Апробация (внедрение): сообщение на научном кружке, выступление на поточной конференции по итогам года, выступление на университетской конференции.

Результаты внедрения: акт о внедрении в учебный процесс.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение  малого бизнеса является очень актуальным в начале XXI века, так как множество стран проходит в данный момент переходный период, большую часть из которых составляют бывшие социалистические страны.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                                           

                                                                                         

                                                                          ________________

                                                                                             (подпись студента)

PAPER

Term paper: 42 pages, 4 fig., 3 tab., 27 sources.

TRANSITION PERIOD, SMALL BUSINESS, STATE REGULATION, SUPPORT, SOCIALLY ORIENTED ECONOMY, SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT.

Object of research ― small business of Republic of Belarus.

Object of research ― the main concepts and regularities of development of small business, feature in Republic of Belarus.

Work purpose: to investigate the main processes of creation of small business, and also a problem of its development in Republic of Belarus.

Research methods: descriptions, systematization, classification, analytical method, method of the comparative analysis, statistical, graphic, method of collecting facts.

Researches and development: the analysis of activity of subjects of small business as a result of whom the main problems are allocated is carried out, the main ways their solutions are proposed.  

Elements of scientific novelty: the main problems of small business are defined and formulated and concrete ways their solutions in Republic of Belarus are proposed.

Area of possible practical application: lectures, seminar occupations.

Approbation (introduction): the message on a scientific circle, performance at line conference following the results of a year, performance at university conference.

Results of introduction: the adoption deed in educational process.

Technical and economic, social and economic importance: studying of small business is very actual at the beginning of the XXI century as a set of the countries passes at present a transition period the most part from which makes a former communist block.

The author of work confirms that the settlement and analytical material given in a term paper correctly and objectively reflects a condition of the studied process, and all theoretical, methodical provisions and concepts borrowed from literary and other sources are followed by links to their authors.                                           

                                                                          ________________

                                                                                             (signature of the student)  

содержание

[1]
введение

[1.1] 1 Теоретические основы малого бизнеса 

[1.1.1] 1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса

[1.1.2] 1.2 Экономическая роль малого бизнеса 

[1.2] 2 Анализ функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

[1.2.1] 2.1 Динамика малого предпринимательства в Беларуси и анализ основных направлений его развития

[1.3] 3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

[1.3.1] 3.1 Основные проблемы развития малого предпринимательства в Беларуси и пути их решения

[1.3.2] 3.2 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

[2] заключение

[3] СПИСОК использованных источников


введение

Актуальность темы исследования. Малые предприятия занимают особое место в экономиках стран, что объясняется многими факторами: они не требуют крупных стартовых инвестиций, но при этом обеспечивают высокую динамику экономического роста; помогают решать проблемы реструктуризации экономики, заполняя те рыночные ниши, где предложение отстает от спроса, а также те, которые непривлекательны для среднего и крупного бизнеса ввиду своего незначительного потенциала; обеспечивают занятость существенной доли экономически активного населения; способствуют формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.

Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия, которые основываются с учетом местных потребностей, способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым, придавая экономике дополнительную стабильность.

Одна из ключевых проблем экономического развития регионов на современном этапе заключается в недостаточном количестве малых предприятий и низких показателях их производства. Становление малого предпринимательства тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы финансирования и кредитования. От решения их зависит не только судьба малого бизнеса, но оздоровление экономики страны в целом.

Развитие малого предпринимательства в Республики Беларусь является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения, насыщение рынка разнообразными товарами и услугами. В последние годы динамика развития малого предпринимательства в Республики Беларусь свидетельствует о повышении вклада данного сектора в экономику республики, однако для дальнейшего его развития остается целый ряд требующих решения проблем.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью развития малого бизнеса в Республике Беларусь, во-вторых, недостаточной разработанностью теоретико-методологического аппарата финансирования субъектов малого бизнеса, в-третьих, отсутствием комплексных исследований проблем в этой области.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование деятельности субъектов малого бизнеса внесли такие отечественные ученые: Сенько А.Н., Шимов В.Н., Новикова И.В., Базылев Н.И. и др.

Несмотря на достаточно высокий уровень разработанности проблемы развития малого предпринимательства, вопросы его финансирования (кредитования) малых предприятий в Республике Беларусь исследованы недостаточно глубоко. Кроме того, проводившиеся ранее исследования проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства проводились с учетом специфики конкретных исторических условий, которые сегодня изменились, что не позволяет применять полученные результаты на современном этапе. Таким образом, недостаточная проработанность вопроса актуализирует тему исследования и определяет постановку цели и задач  исследования.

Объект исследования ― малый бизнес Республики Беларусь.

Предмет исследования ― основные концепции и закономерности развития малого бизнеса, особенности в Республике Беларусь.

Цель работы: исследовать основные процессы построения малого бизнеса, а также проблемы  его развития в Республике Беларусь.

В ходе работы ставились и решались следующие задачи:

Теоретическими и методическими основами исследования послужили фундаментальные концепции и теории, представленные в современных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам стимулирования малого бизнеса.

В процессе исследования применялись следующие методы: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

1 Теоретические основы малого бизнеса 

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса

Возникновение и развитие малых предприятий связано с предпринимательством, которое в соответствии с классической экономической теорией представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность. История развития экономики свидетельствует, что само предпринимательство начиналось с малого бизнеса, точнее с торговых и ростовщических сделок.

С определением понятия "предпринимательства" в принципе предстоят большие сложности, так как это потребует исследования его содержания в историческом ракурсе, в социокультурном аспекте, с точки зрения мотиваций и оказания влияния на общественное развитие.

В настоящее время существует довольно значительное количество научных работ, специальной литературы, посвященной проблемам предпринимательства. Его изучением занимается экономика и правоведение, социология и психология, история и философия, этика и культурология, а также ряд других научных дисциплин.

Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений. И сколь велико количество издаваемой литературы, столь же много различных трактований данного феномена. Палитра определений понятия "предпринимательства" довольна широка: от обиходного обозначения, где предпринимателем может считаться любой, работающий в негосударственном секторе экономики, до "возвышенного", где предпринимательство определяется как "такой вид деятельности, в котором удачно сочетаются наука, искусство, поэзия, взлет творческой мысли, степень умеренного риска, спорт и образ жизни делового человека".

В Гражданском Кодексе Республики Беларусь предпринимательство определено как "самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность и направляемая на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи вещей, производимых, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления"  [5].

Предпринимательство в республике развивается преимущественно в посреднической сфере, а не в производственной. Следует указать, что в экономически развитых странах предпринимательство доминирует в производстве продукции и услуг. Так как это способствует высокой конкурентоспособности, что влечет за собой рост производительности и качества продукции  [12, с. 90].

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно  [6, с.87].

В соответствии с законодательством Республики Беларусь предпринимательская деятельность может осуществятся в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно-правовых формах) [5].

К предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и  иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров, адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность  [6, с.92].

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2005 г. №285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (в ред. от 22 июня 2010 г. № 316) для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе:

привлекать не более трех физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами;

использовать для производства и реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения, иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.).

Малым предприятием (юридическим лицом) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Признаки малого предприятия  следующие [6, с.47].  

В Республике Беларусь к малым относятся предприятия с среднесписочной численностью в:

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка.

Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов.

Творческо-поисковая инновационная функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования.

Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.  [19, с.7]

1.2 Экономическая роль малого бизнеса  

Экономическая эффективность любого государства определяется, прежде всего, объемом валового продукта на душу населения; уровнем инфляции, безработицы; развитием инновационных технологий; устойчивостью к возможным мировым экономическим кризисам.

Существует множество методов и способов, ориентированных на достижение роста экономики и рациональное использование ресурсов страны. Одним из сегментов оказывающим существенное влияние на экономическое развитие в целом является малый бизнес.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

Развитие малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском [19, с.8].

Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.

Экономическая роль малого бизнеса заключается, в первую очередь, в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.

Таким образом предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.

Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки [7, с.105]. 

Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.

Кроме того роль малого и среднего бизнеса – это поддержка специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.

Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции  [7, с. 105-106].

В этом случае неоценима роль государства в малом бизнесе. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, в первую очередь: льготное налогообложение и кредитование, помощь в финансировании научно-технических разработок, упрощенные системы налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации продукции [8, с. 126].

Помощь государства во внешнеэкономической деятельности малых и средних организаций положительно влияет на роль малого бизнеса в экономике. Увеличение экспортных операций, развитие рынков сбыта в других странах, привлекает иностранных инвесторов и приток внешнего капитала в государство. Именно поэтому роль малого бизнеса оказывается столь великой. Недаром ведущие мировые лидеры создают экономические и социальные программы в поддержку этого сегмента рынка, как двигателя экономического роста.

Таким образом, значение малого предпринимательства в рыночной экономике очень велико. Без малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую.

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательств.

В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды малого предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики: полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.

2 Анализ функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

2.1 Динамика малого предпринимательства в Беларуси и анализ основных направлений его развития

В 2015 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц. Динамика численности субъектов представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, 
единиц

Примечание - Источник: [22].

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2015 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 109587 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 4,1 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2015 года составил 7,1 процента, за период с 1 мая 2014 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

Рисунок 2.2 Сравнение численности субъектов малого и среднего предпринимательства за периоды, %

Примечание - Источник: [22]

С начала 2015 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2014 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента. Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2014 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2014 года по январь 2015 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 8 тысяч человек.

Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Число микро- и малых организаций по регионам за 2014 год

Примечание - Источник: [22]

Большая часть малых предприятий (44 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

Анализ структуры и её динамика количества субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг. представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика структуры количества субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг.

Наименование показателя

Удельный вес, %

Абсолютный прирост удельных весов, п.п.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2013-2012 гг.

2014-2013 гг.

С/х, охота и лесное хозяйство

3,16

3,00

3,41

-0,16

+0,41

Рыболовство, рыбоводство

0,15

0,14

0,16

-0,01

+0,02

Горнодобывающая промышленность

0,04

0,04

0,04

0,00

0,00

Обрабатывающая промышленность

15,51

15,34

15,46

-0,17

+0,13

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,05

0,05

0,05

0,00

+0,01

Строительство

8,40

8,79

9,30

+0,39

+0,51

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий

43,76

43,02

41,48

-0,74

-1,54

Гостиницы и рестораны

2,22

2,21

2,25

-0,01

+0,04

Транспорт и связь

9,75

9,38

9,22

-0,38

-0,16

Финансовая деятельность

0,42

0,43

0,46

+0,01

+0,03

Операции с недвижимым имуществом

10,88

11,72

12,29

+0,85

+0,57

Образование

0,53

0,57

0,60

+0,04

+0,03

Здравоохранение, предоставление социальных услуг

0,95

0,95

0,92

0,00

-0,03

Предоставление коммунальных, социальных, персональных услуг

4,19

4,36

4,35

+0,17

-0,01

Всего:

100

100

100

-

-

Примечание - Источник: [21, с.4]

Из анализа структуры субъектов малого предпринимательства за 2012-2014 гг. мы видим, что максимальный удельный вес наблюдается у субъектов, занимающихся торговлей, ремонтом автомобилей и бытовых изделий от 43,76% до 41,48% соответственно. Минимальный удельный вес наблюдается у субъектов, занимающихся горнодобывающей промышленностью 0,04% и производством и распределением электроэнергии, газа и воды 0,05%. Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства постоянно растет.

В 2013 году доля объема производства продукции (товаров, услуг) малого предпринимательства в ее общем объеме составила 20,7 процента. В 2014 году удельный вес субъектов малого предпринимательства вырос на 3,1 п.п.

Анализ динамики основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Динамика основных экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за 2012 - 2014 гг.

Показатели

Темпы роста, %

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

1 Число организаций на конец года

108,7

105,4

2 Средняя численность работников

101,4

101,2

3 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата

3222

3601

4 Объем производства продукции

128,9

226,5

5 Инвестиции в основной капитал

143,2

171,1

6 Розничный товарооборот, включая общественного питания

121,0

165,3

7 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

127,3

210,4

8 Чистая прибыль, чистый убыток

153,5

276,7

Примечание - Источник: [21, с.4]

Как видно из таблицы 2.2 по основным экономическим показателям деятельности малых предприятий характерна положительная тенденция. 2013 году высокий темп роста характерен лишь по показателю чистая прибыль на 153,5%. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2012 годом на 43,2 %. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2012 годом на 50,3 % (в 2012 году 573,3 млрд рублей).В 2014 году наблюдается высокий рост темпа рост по всем показателям. Максимальный рост у таких показателей как объем производства продукции на 126,5% и чистая прибыль на 176,7%.

Наибольшего значения данный показатель достиг у предприятий, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (63,4 %), материально-техническое снабжение и сбыт (38,7%), связь (24,5%), деятельность в науке и научном обслуживании (22,5), строительстве (16,8%), торговле и общественном питании (16,6%), промышленности (12,3%).

По состоянию на 1 октября 2015 г. в налоговых органах было зарегистрировано свыше 358 тысяч субъектов малого бизнеса, что на 3 процента, или на 10,7 тысяч, меньше уровня аналогичного периода прошлого года, в том числе:

Всего от субъектов малого и среднего предпринимательства в январе-сентябре 2015 года в бюджет поступило 39 трлн. рублей налогов и сборов, что составило 28,4 процента доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления в сопоставимых ценах с учетом индекса-дефлятора ВВП увеличились на 2,4 трлн. рублей.

Платежи от средних организаций приросли на 625 млрд. рублей и составили 9,9 трлн. рублей (удельный вес в контролируемых налоговыми органами доходах бюджета–7,2 процента), малых организаций – на 1,4 трлн. рублей, ими перечислено 16,2 трлн. рублей (удельный вес – 11,8 процента), микроорганизаций – на 391,9 млрд. рублей, их вклад в бюджет составил 9,9 трлн. рублей (удельный вес – 7,2 процента). Поступления от индивидуальных предпринимателей сократились на  35,2 млрд. рублей до 3,1 трлн. рублей (удельный вес – 2,2 процента).

По итогам работы в январе-сентябре 2015 года индивидуальными предпринимателями перечислено более 3 трлн. рублей, или 2,2процента доходов бюджета, контролируемых налоговыми органами. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года темп роста поступлений в сопоставимых ценах с учетом индекса-дефлятора ВВП составил 98,9процента. В расчете на одного индивидуального предпринимателя в бюджет поступило в среднем12,6млн. рублей, темп роста – 102,6 процента.

Рисунок 2.3 - Структура платежей в бюджет и численности индивидуальных предпринимателей

Примечание - Источник: [22]

От индивидуальных предпринимателей (рисунок 2.3):

С января по сентябрь 2015 года Комитет Государственного контроля совместно с другими контролирующими органами обнаружили 2388 предпринимателей-нелегалов, что в 1,6 раза больше, чем за тот же период прошлого года.

Арестовано товаров и других материальных ценностей, дохода на 62,9 миллиарда руб. В сопоставимых ценах это в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года. В доход государства обращено ценностей на 39,4 миллиарда руб. на 11,5% больше, чем за 9 месяцев 2014 года.

Штрафы пришлось заплатить 2372 нарушителям, что на 894 человека или в 1,6 раза больше, чем за тот же период 2014 года. Общая сумма административных взысканий достигла 5,4 миллиарда руб.

Предупреждения об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации вынесли 4199 физическим лицам.

Также 376 предпринимателям, работающим по заявительному принципу, предстоит заплатить единый налог на 536,6 миллиона руб. Это в 3,2 раза выше уровня того же периода прошлого года.

В целом по стране за 9 месяцев 2015 года обнаружили 6963 факта незарегистрированной предпринимательской деятельности и деятельности физических лиц без уплаты единого налога. В бюджет поступило 18,4 миллиарда руб.

В Республике Беларусь доля субъектов малого и среднего бизнеса в общем количестве состоящих на учете в налоговых органах субъектов предпринимательской деятельности занимает более 84 процентов.

2.2 Анализ нормативно-правовой базы малого бизнеса в Беларуси

В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения [5].

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с названным Кодексом.

Индивидуальные предприниматели в течение пяти рабочих дней со дня внесения документов для государственной регистрации в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 21.02.2014) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» получают от регистрирующего органа документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Постановление МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 №96 (в редакции от 07.02.2014) «Об установлении форм заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утверждении инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, о внесении изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. №103, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь». 

Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе физического лица, за исключением нотариуса, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, согласно приложению 3 к постановлению МНС от 07.02.2014 № 8.

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ определяет правовые и организационные основы поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий для его развития [16].

В целях развития малого предпринимательства посредством повышения эффективности оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 (в ред. от 17 марта 2014 г. №126) «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»  [17].

Указом Президента Республики Беларусь от 17.03.2014 N 126 (далее - Указ N 126) внесены изменения и дополнения в действующий Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" (далее Указ N 255), которым утверждено Положение об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время средства местных бюджетов, которые предусмотрены на оказание государственной финансовой поддержки (далее господдержка) субъектам малого предпринимательства (далее субъекты) в рамках программ, могут быть размещены во вклады (депозиты) банков. Размещение производится на основании заключенных договоров (соглашений) между банками и облисполкомами, Мингорисполкомом (далее гор(обл)исполкомы) для последующего предоставления субъектам льготных кредитов (в том числе микрокредитов) в целях реализации ими определенных проектов (ч. 1 п. 35 Положения).

Указом N 126 вводится несколько новых правил, которые будут действовать при заключении и исполнении таких договоров, а также при предоставлении льготного кредита, в том числе микрокредита:

Отметим, что Указом N 255 вышеперечисленные правила не регламентированы.

Скорректированы сроки предоставления некоторых видов субсидий:

Отметим, что на сегодняшний день названные сроки ограничиваются лишь сроками действия соответствующих договоров (ч. 3 п. 42, ч. 3 п. 43 Положения).

Указ №255 представляет собой комплексный нормативный правовой акт, в котором объединены и систематизированы разрозненные акты законодательства разного уровня, ранее регулировавшие вопросы предоставления государственной финансовой поддержки малого предпринимательства за счет средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Указ устанавливает уточнение критериев отнесения субъектов предпринимательства к малым с выделением категории микроорганизаций (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно)  [17].

Предусматривается, что данные критерии должны быть едиными для всех сфер экономики. Их дифференциация с учетом потребностей регионов в развитии определенных видов производства и услуг может привести к излишнему многообразию типов субъектов предпринимательства в зависимости от их местонахождения, вида осуществляемой деятельности и иных факторов, а также создаст трудности в статистическом наблюдении за их деятельностью.

Во всем мире усилия по развитию малого частного предпринимательства отражаются в комплексе мер, направленных на упрощение административных процедур, развитие технологий, поддержку внешнеэкономической деятельности. Не остаются без внимания налоговая политика, организация подготовки кадров, совершенствование законодательства и прочие меры по созданию благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства.

2.3 Анализ основных методов государственной поддержки малого бизнеса 

Государственное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах. Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия.

Главной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности должно являться обеспечение интересов всех участников.

Как и везде, развитие малого бизнеса в Республике Беларусь является одним из направлений деятельности государственного аппарата управления. На сегодняшний день эту поддержку регламентирует Постановление Совмина Республики Беларусь №1242 от 29.12.2012, которое утверждает Государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства в стране на 2013–2015 годы.

Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами  хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах. В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

Целями Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

Кроме того, в Программе предусматривается решение следующих задач:

Политика государства в отношении вновь создаваемых предприятий наиболее трудоемкая, требует больших организационных усилий со стороны государственных служб и может быть сгруппирована по следующим пяти направлениям:

Первое направление оказание разносторонней помощи малым и средним предприятиям. Эта помощь должна носить стратегический характер, так как, поддерживая малый и средний бизнес, государство создает мощный потенциал и для развития крупных фирм, ибо почти всякое крупное предприятие проходит ту же стадию, что и малое.

Второе направление в деятельности государства для поддержки малого предпринимательства это помощь в обеспечении финансовыми ресурсами, которая может поступать по двум линиям: непосредственное (прямое) финансирование бизнеса и косвенное путем предоставления помещений, оборудования, снижения стоимости коммунальных услуг, арендной платы и т. д.

Третье направление в деятельности государства это помощь в создании эффективной системы управления предприятием. Одна из главных причин прекращения деятельности предприятия заключается в неэффективном менеджменте. Малые предприятия терпят неудачу при возникновении трудностей в следующих сферах: производство (технология, ноу-хау), маркетинг (планирование и реализация планов производства и продаж), финансовый маркетинг и контроль, организационная структура и управленческое мастерство.

Четвертое направление обширная информационная поддержка бизнеса, что включает в себя информацию об имеющихся рынках, о потребительских предпочтениях, технологических нововведениях, производствах или продуктах, нуждающихся в улучшении. Такая информация позволит будущим предпринимателям найти открывающиеся ниши рынка, возможности совершенствования продуктов или производств, а также новые подходы в сфере организации бизнеса. Создание научных и технологических центров, сотрудничество университетов и институтов с бизнесом, распространение патентной информации, коммерциализация государственных исследований это все виды возможной информационной поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Пятое направление стимулирование предпринимательской активности от торгово-посреднической деятельности к производственной. Сокращение всевозможных инструкций и ограничений, контроля со стороны различных органов управления, ликвидация бюрократических проволочек при решении предпринимательских проблем станут важными факторами на пути оживления предпринимательской активности [20, с.11].

Региональные и местные уровни управления малым бизнесом.

В развитых странах накоплен большой опыт региональной поддержки малого бизнеса. Для управления предпринимательством создано большое число региональных центров, которые охватывают деятельность больших и малых регионов страны. Многие такие центры тесно сотрудничают с университетами и колледжами.

Представляется целесообразным создать и организовать работу таких центров в регионах Республики Беларусь. В задачу этих центров будет входить широкий комплекс вопросов: формирование малого предпринимательства в регионе; предоставление возможностей для создания малого бизнеса; экономическое развитие региона; создание новых рабочих мест; расширение существующего предпринимательства, его диверсификация и дальнейший рост; обеспечение бесплатной высококвалифицированной помощи малому бизнесу в тех сферах, которые способствуют повышению производительности труда, внедрению нововведений, развитию предприятия и совершенствованию управления; защита интересов малого бизнеса путем активной поддержки и содействия; создание новых форм обслуживания и модификация существующих при изменении потребностей и нужд малого предпринимательства; увеличение негосударственных источников финансирования программ поддержки малого бизнеса, осуществление вклада в экономическое развитие страны путем создания широкоразветвленной сети программ поддержки предпринимательства. Любой существующий или потенциальный предприниматель имеет право на бесплатную консультацию и техническую помощь.

Таким образом, рассмотренная система мер государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой многоуровневое управление, включающее:

В условиях Беларуси региональный уровень управления предпринимательством может включать два-три региона, связанных между собой общностью отраслей производства и наличием соответствующей, например, квалифицированной рабочей силы. Региональные центры развития малого бизнеса исходят, в первую очередь, из программ экономического роста соответствующих территорий и соответственно оказывают поддержку в расширении малого бизнеса и его диверсификации.

Описанная структура (система) государственной поддержки малого бизнеса должна существенно изменить состояние этого важнейшего звена экономики в республике и привлечь к нему внимание всех государственных управленческих органов. Такого подхода настоятельно требует жизнь, новые экономические и политические реалии.

3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

3.1 Основные проблемы развития малого предпринимательства в Беларуси и пути их решения

Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси входит в число приоритетных задач. В стране многое сделано для совершенствования делового климата и улучшения условий ведения бизнеса. Очередным шагом в этом направлении стал проект Директивы Президента "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь", подготовленный в развитие Директивы №4. В течение месяца с 27 марта по 25 апреля 2015 года документ был размещен на сайте Министерства экономики для проведения публичных консультаций и общественного обсуждения. 

Высокая стоимость кредитных ресурсов является сегодня одной из насущных проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства и в значительной мере препятствует становлению и развитию бизнеса. В связи с этим программой поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено выделение финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, а также субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление льготных кредитов за счет средств местных бюджетов.

В 2014 году Банком развития начата программа по предоставлению кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется через 10 банков-партнеров. При этом размер процентной ставки по данной кредитной линии максимально приближен к ставке рефинансирования, что, разумеется, существенно ниже стандартной ставки по кредитам, предлагаемой субъектам малого и среднего предпринимательства другими коммерческими банками [14].

В 2014 году финансовая поддержка по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства была оказана 47 субъектам малого предпринимательства на сумму порядка 13 млрд руб. В целом банками по стране предоставлены льготные кредиты 36 субъектам малого предпринимательства, в том числе за счет средств местных бюджетов на сумму 39,5 млрд.руб., за счет средств Банка развития на сумму 90 млрд.руб. В первом квартале нынешнего года Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства профинансировано 12 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, Банком развития 35 проектов, общая сумма кредитных ресурсов составила около 31 млрд руб.

В настоящее время представители бизнес-сообщества выступают с инициативой о создании специальных институтов финансовой помощи по продвижению интересов малого и среднего бизнеса, который в условиях Единого экономического пространства не сможет полноценно сотрудничать с российским бизнесом, так как он в основном уже представлен крупными финансово-промышленными группами. 

В настоящее время микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с указом от 30 июня 2014 года №325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций". С начала этого года деятельность по регулярному предоставлению займов осуществляется только микрофинансовыми организациями, к которым относятся ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и фонды. В целях совершенствования деятельности обществ взаимного финансирования МСП Министерство экономики совместно с заинтересованными разработало изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в соответствующее постановление Совета Министров, которые направлены на формирование прозрачных механизмов создания этих обществ, состава, компетенции органов управления и контроля с целью наибольшего привлечения МСП [14].

Что касается той инициативы, то действительно, в Министерство экономики в том числе был представлен проект, который был направлен на развитие микрофинансирования в Беларуси. В настоящее время его изучают. Также он был направлен в Национальный банк в структуру, которая является компетентным экспертом в этой сфере деятельности. У заявителей есть информация о ситуации с рассмотрением этого проекта и его продвижением.

Еще одной проблемой малого бизнеса в Республике Беларусь является низкая информированность.

Сегодня субъектам хозяйствования не хватает определенных знаний, чтобы грамотно воспользоваться возможностью получения финансовой поддержки.

Развитие консультационной поддержки подразумевает возможность создания сети кредитных консультантов, которые будут помогать субъектам хозяйствования правильно оформлять кредитные документы. Субъекты хозяйствования могут воспользоваться услугами, которые предоставляют ряд центров поддержки предпринимательства.

В настоящее  время предоставление консультационных услуг адвокатскими, юридическими службами, консалтинговыми агентствами осуществляется на возмездной основе, и не каждый субъект хозяйствования может позволить платить за это определенную сумму.

Именно поэтому  Министерство экономики прорабатывает вопрос о модернизации системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что будет определен пакет услуг, которые будут предоставляться на безвозмездной основе. Таким образом, определенный минимум услуг, которые наиболее востребованы, будет оказываться бесплатно. Адреса центров поддержки предпринимательства, инкубаторов можно найти на сайте Министерства экономики.

До сих пор не снята с повестки дня такая острая проблема, как высокая стоимость аренды для многих предприятий и предпринимательских структур. Сейчас механизмы определения арендной платы определяются Указом №150. В соответствии с ним арендная плата уплачивается в белорусских рублях, исходя из размера базовой арендной величины, которая установлена на день оплаты. В зависимости от состояния, местоположения и спроса на объект недвижимости при определенной ставке арендной платы применяется механизм повышающего или понижающего коэффициента. Это касается госимущества.

Что касается частной собственности, то, учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, граждане и юр.лица по взаимному согласию заключают договор аренды и определяют размер арендной платы. Когда-то при реализации Директивы №4 была закреплена норма, предусматривающая отмену регулирования арендных отношений на государственном уровне. Она была реализована.

По данным Министерства экономики на 01.09.2015г. около 40% субъектов МСП работают на арендных площадях [15]. При этом в законодательстве закреплена норма, что субъекты хозяйствования, которые добросовестно арендуют имущество в течение трех лет подряд, имеют преимущественное право на приобретение этого имущества. Практика отчуждения такого имущества есть. Вместе с тем, по нашей информации, удовлетворяется только около половины заявок бизнеса на приобретение арендованного имущества. В связи с этим в проекте Директивы предусматривается норма, которая предполагает определенный перечень критериев. По ним субъекту хозяйствования могут отказать в продаже имущества, которое он арендует более трех лет. Если соответствия таким критериям нет, то отказать нельзя. В настоящее же время этот вопрос решают органы, к которым относится имущество: местные власти или республиканские органы.

Следующей проблемой является обеспечения первоочередного доступа к сырьевым ресурсам для отечественных предприятий.

С точки зрения Минэкономики, и это отражено в проекте Директивы, необходимо действительно обеспечить возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в распределении квотируемых сырьевых ресурсов на конкурсной основе, для чего должен быть введен конкурсный механизм их распределения, исходя из заранее установленных, четко оговоренных и известных всем критериев. К ним, например, могут быть отнесены эффективность производства, темпы наращивания экспорта, вопросы привлечения дополнительной занятости. Их выработка будет темой и предметом реализации положений Директивы.

Вместе с тем для решения этой задачи на первоначальном этапе представляется необходимым определить перечень ресурсов, доступ к которым у субъектов хозяйствования в настоящее время действительно затруднен.

Следующей проблемой является классификация субъектов малого бизнеса.

В Беларуси к малому и среднему бизнесу относят не по прибыли компании, а по численности работников (малый бизнес до 100 человек, средний до 250). Таким образом, к малому бизнесу у нас относится, например, Белорусская калийная компания, Белорусская нефтяная компания и Банк развития. Соответственно, и финансовые показатели по МСП больше зависят от таких компаний, чем от всех остальных представителей этого сегмента [14].

С учетом процессов гармонизации национальных законодательств в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагается внесение изменений в критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Но существует проблема, потому что у всех стран-участниц свои критерии и подходы к определению, какая категория субъектов относится к субъектам МСП. При этом на сегодняшний день вопрос стоит гораздо шире, чем дополнение к численному критерию финансового.  Должен еще появиться такой критерий, как зависимость от крупных компаний или государства, который будет определяться по доли участия крупной организации в уставном капитале субъекта либо доли участия государства. Когда общий для всех стран подход будет выработан, сказать сложно. Но работа в этом направлении ведется, и данная тема также обсуждается на межнациональном уровне.

На сегодняшний день в Республике Беларусь один из самых простых порядков регистрации субъектов хозяйствования, который от года к году совершенствуется. В этом году данная система перешла на онлайн-режим, и зарегистрировать свой бизнес можно, не выходя из дома.

Определенные проблемы в ликвидации своего дела на сегодняшний день все-таки существуют. В частности, тот же бизнес выказывает нарекания на некоторую обременительность процедур и достаточную растянутость их по времени. Но стоит отметить, что в определенных случаях вопрос, насколько все пройдет быстро и эффективно, зависит от самого бизнеса.

В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» [17]. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

3.2 Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

За последние десять лет в секторе предпринимательства Республики Беларусь произошли значительные изменения в количественном и качественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

Знание тенденций развития предпринимательства в Республике Беларусь имеет существенное значение для прогнозирования и проведения экономической политики.

Развитие малого предпринимательства является важным фактором формирования рынка, так как малый и средний сектор экономики оперативно реагирует на изменение его конъюнктуры и придает экономике необходимую гибкость. Особую роль в решении имеющихся проблем в малом бизнеса играет молодежь.

В Беларуси 2015 год объявлен Годом молодежи. Как известно, в молодежной среде сконцентрирован огромный потенциал, который просто необходимо вовлекать в социально-экономическое развитие страны. В том числе им необходима помощь в создании бизнеса и продвижении своих идей. 

Вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность в Беларуси уделяется серьезное внимание. Так, в учреждениях среднего образования на факультативных занятиях преподаются основы экономики и предпринимательства по программе "Учимся предприимчивости", в учреждениях высшего образования проводится подготовка специалистов с бизнес-образованием. В магистратуре ведется подготовка менеджеров для национальной экономики по англоязычной магистерской программе по специальностям "Бизнес-администрирование", "Инновационный менеджмент" [14].

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводятся обучающие семинары по вопросам организации собственного дела среди молодежи, "круглые столы", конкурсы бизнес-проектов, встречи с участием руководителей успешных малых и средних предприятий Беларуси, стажировки, выездные практические занятия и ознакомительные практики студентов на базе передовых предприятий и другие.

Кроме того, действует специализированный молодежный инкубатор малого предпринимательства КУП "Молодежная социальная служба", которым успешно реализуется проект для учащейся молодежи по обучению предприимчивости "ЭКОНОМИКС Экспорт=успех". Инкубатором разработан проект "Бизнес-улей – открытая площадка по конкурентному непрерывному и комплексному обучению предприимчивости", который в марте 2013 года занял призовое место и признан экспертами Европейского фонда образования "На пути к совершенству в области предпринимательства и предпринимательских навыков" успешной практикой в сфере обучения предприимчивости.

Школьным компаниям в этой сфере оказывает содействие первый в республике учебно-практический центр "Школьная компания", который был создан на базе инкубатора малого предпринимательства ЗАО "МАП ЗАО" Минский район для продвижения инновационных идей молодежи.

Под патронажем облисполкомов, Минского горисполкома организовываются конкурсы-фестивали по экономике и предпринимательству среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионально-технического и среднего специального образования ("Лестница успеха", молодых модельеров и дизайнеров одежды "Стиль", "Инновации – дело молодых", ежегодные чемпионаты "Молодежь в предпринимательстве" и другие).

В республике проводятся стартап-мероприятия с участием частных инвесторов: регулярные интерактивные конкурсы инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей (ИнвестУикенды), конкурсы бизнес-идей, мастер-классы, тренинги и т.д.

Таким образом, следует отметить широкий спектр направлений оказания поддержки предпринимательской инициативе молодежи, как с точки зрения теоретического и практического обучения, так и с точки зрения повышения привлекательности указанной сферы деятельности. Вместе с тем количество субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, является недостаточным для обеспечения максимального вовлечения экономически активного населения, в том числе молодежи в предпринимательскую деятельность. Пока еще не созданы в каждом районе центры поддержки предпринимательства или инкубаторы малого предпринимательства, но эта задача стоит перед местными органами управления и, надеемся, будет решена в ближайшем будущем. Специализация таких структур должна определяться, в первую очередь, исходя из интересов и потребностей региона.

В Беларуси набирает обороты стартап-движение. Сумма, выделяемая на поддержку малого предпринимательства, увеличивается из года в год, как и расширяется ареал мер, которые предпринимаются государством для поддержки данного сектора. Если в 2012 году на эти цели было направлено 74 млрд руб., то в 2014 году уже 206,5 млрд руб. При этом с 2014 года в систему оказания поддержки малому и среднему предпринимательству включился Банк развития, и уже в 2015 году на поддержку планируется направить более 923 млрд руб.

Что касается стартап-движения, то у Министерства экономики Республики Беларусь есть определенные планы, чтобы внедрять в систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства именно форму поддержки, направленную на содействие развитию начинающего бизнеса.

Наряду с финансовой поддержкой, актуальное значение имеют различные виды нефинансовой поддержки образовательная, информационная, консультационная. Они позволяют субъекту, который решил заняться бизнесом и открыть свое дело, реально оценить свои способности и возможности, получить какие-то необходимые азы для того, чтобы грамотнее подходить к определенным процессам.

На уровне информационной поддержки более четко понять, какие шаги нужно предпринять, чтобы с наименьшими усилиями идти к поставленной цели. Безусловно, без внешней поддержки, консультации, достаточно сложно определиться и продвигаться вперед. По мнению Министерства экономики, такие формы поддержки в настоящее время недостаточно развиты. Поэтому мы делаем упор также на развитие нефинансовой поддержки стартап-движения.

Действительно проводится достаточно много мероприятий, которые направлены именно на развитие стартап-движения. При этом хочется отдать должное форме, которая называется B2B, когда субъекты хозяйствования уделяют большое внимание таким моментам, как поддержание и оказание содействия начинающему бизнесу.

Проводятся стартап-уик-энды, встречи между начинающими предпринимателями и уже состоявшимся бизнесом. Можно поделиться опытом, задать вопросы, получить практические советы и рекомендации.

В Республике Беларусь достаточно успешно действует специализированный молодежный бизнес-инкубатор КУП "Молодежная социальная служба". В 2013 году Молодежная социальная служба заняла призовое место, была признана экспертами Европейского фонда образования одной из успешных практик в сфере обучения предприимчивости.

Реализуются проекты по обучению предприимчивости, в этом году продолжена серия мероприятий под общим названием "Экспорт=успех". Можно еще назвать такой проект, как "Бизнес-улей открытая площадка по конкурентному непрерывному и комплексному обучению предприимчивости". Есть масса других проектов, мероприятий. Кроме того, у нас существуют конкурсы, которые проводятся среди активной молодежи. Согласно идей и планов, которые сегодня есть в Минэкономики, этому направлению будет придан дополнительный импульс.

В Беларуси развитию инновационного предпринимательства уделяется особое внимание. Развитие такого направления, как инновации, наряду с экспортом, импортозамещением стоит в разряде приоритетов при поддержке предпринимательства. Нормы, направленные на поддержку инновационного бизнеса, заложены и в проекте Директивы "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". В настоящее время уже на уровне нормативных правовых актов закреплен ряд мер поддержки именно для инновационного предпринимательства. Начата работа по созданию сети инкубаторов поддержки инновационного предпринимательства.

Осознавая реально имеющийся потенциал и понимая, что для достижения поставленной цели необходимо делать определенные шаги, в том числе и со стороны государства для активизации различных бизнес-процессов, сегодня Министерством экономики проводится работа, направленная на создание более привлекательных условий для малого и среднего бизнеса. В том числе одним из элементов этой работы является подготовка Директивы №5 в ней закреплены определенные шаги, направления, векторы движения, которое мы видим в перспективе. И сегодня, этим документом государство реализует уникальный шанс, который позволяет в этом проекте воплотить идеи, по разным причинам не нашедшие своей реализации в прошлом, и придать этому документу реально практический характер [14].

Директива была представлена на общественное обсуждение, сегодня возможно с ней ознакомиться, и там обозначены такие шаги, которые мы видим как первоочередные и необходимые. Например, это разделение функций регулятора и собственника имущества в целях расширения зоны ответственности регулятора на всю организацию, которая задействована в том или ином секторе; введение конкурсного механизма распределения ресурсов для субъектов хозяйствования как возможность широкого участия субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых и региональных экономических программах; дополнительные гарантии для собственников имущества. Также это ряд мероприятий, направленных на интеграцию субъектов малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса, что позволит снизить издержки, повысить конкурентоспособность белорусской экономики.  Таким образом можно отметить, что последовательная реализация этих мер должна способствовать эффективности частного бизнеса в стране.

В результате исследования проведенного в данном разделе работы можно сделать следующие выводы.

Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси входит в число приоритетных задач. В стране многое сделано для совершенствования делового климата и улучшения условий ведения бизнеса. Очередным шагом в этом направлении стал проект Директивы Президента "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь", подготовленный в развитие Директивы №4.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

В Беларуси развитию инновационного предпринимательства уделяется особое внимание. Развитие такого направления, как инновации, наряду с экспортом, импортозамещением стоит в разряде приоритетов при поддержке предпринимательства.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

Наряду с финансовой поддержкой, актуальное значение имеют различные виды нефинансовой поддержки образовательная, информационная, консультационная. Они позволяют субъекту, который решил заняться бизнесом и открыть свое дело, реально оценить свои способности и возможности, получить какие-то необходимые азы для того, чтобы грамотнее подходить к определенным процессам.

заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.

Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Характеристика государственного регулирования  малого предпринимательства в Республике Беларусь позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в Беларуси активно формируется и развивается законодательная база в сфере малого бизнеса, определены общие начала, принципы и основная структура (система) субъектов поддержки малого предпринимательства.

Во-вторых, для реализации направлений государственной поддержки малого предпринимательства создана и постоянно совершенствуется многообразная система государственных органов и организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

В-третьих, развитие указанного законодательного блока осуществляется в соответствии с международно-правовыми стандартами в области прав человека, торгово-экономических отношений, а также с учетом общепризнанных принципов международного права.

В-четвертых, значение данного законодательства состоит в том, что оно позволяет усилить гарантии реализации конституционных прав граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, способствует укреплению и развитию национальной экономики, усилению социальной стабильности нашего государства.

Необходимость развития и поддержки малого предпринимательства, пожалуй, ни у кого не вызовет сомнений. Также не вызывает сомнений тезис об обязательной поддержке малого предпринимательства со стороны государства это уже доказано огромным опытом развитых стран.

В настоящее время государство активно ведет политику поддержки малого бизнеса в стране. Существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.

Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси входит в число приоритетных задач. В стране многое сделано для совершенствования делового климата и улучшения условий ведения бизнеса. Очередным шагом в этом направлении стал проект Директивы Президента "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь", подготовленный в развитие Директивы №4.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

В Беларуси развитию инновационного предпринимательства уделяется особое внимание. Развитие такого направления, как инновации, наряду с экспортом, импортозамещением стоит в разряде приоритетов при поддержке предпринимательства.

На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

Наряду с финансовой поддержкой, актуальное значение имеют различные виды нефинансовой поддержки образовательная, информационная, консультационная. Они позволяют субъекту, который решил заняться бизнесом и открыть свое дело, реально оценить свои способности и возможности, получить какие-то необходимые азы для того, чтобы грамотнее подходить к определенным процессам.

СПИСОК использованных источников

  1.  Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова.- М.: «ДИС», 2010. – 448 с.
  2.  Абучук, В.А. Курс предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Альфа, 2012. – 364с.
  3.  Врублевский, Б.И. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. - Гомель: НТЦ «Развитие». 2014. 252с.
  4.  Витун, С.Е. Проблемы развития малого предпринимательства. // Предпринимательство в Белоруссии. 2014. №5. С. 26-29.
  5.  Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой пердставителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 226-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2015, 2/2224) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
  6.  Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес: Учеб. пособие / Л.Ф. Догиль, Б.Д. Семенов. – Минск: Выш. шк., 2012. 266 с.
  7.  Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учебно.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / И.М. Лемешевский. – 4-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 407 с.
  8.  Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Минск: БГЭУ, 2011.216 с.
  9.  Макроэкономика: Учеб. пособие /Под ред. Зеньковой Л.П. Минск: Новое знание, 2012.-244 с.
  10.  Макроэкономика: Учебник. / Л.С. Тарасевич, В.Н. Гальперин, П.И. Гребенников А.И. Леусский. СПб.: СПбГУЭФ, 2013. 656 с.
  11.  Мальгина, И.В. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2015. – 174 с.
  12.  Макроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова  [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 272 с
  13.  Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: Тесей, 2011. 689 с.
  14.  Направления развития субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://economy.gov.by.-  Дата доступа: 08.11.2015.
  15.  Направления деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/bgd/public_compilation/   Дата доступа: 08.11.2015.
  16.  О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года №148-З (в ред. от 12 июля 2013 г.) // Консультант Плюс: Беларусь  [Электрон, ресурс] / ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
  17.  О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 (в ред. от 17 марта 2014 г. №126) // Консультант Плюс: Беларусь  [Электрон, ресурс] / ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
  18.  О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директиве Президента Республики Беларусь №4 от 31 декабря 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь  [Электрон, ресурс] / ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
  19.  Сенько, А.Н. Особенности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь. // Предпринимательство в Белоруссии. 2015. №1. С. 7-8.
  20.  Скорбеж, А.Н. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства. // Консультант предпринимателя. 2015. №3. С. 11-14.
  21.  Скорбеж, А.Н. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. // Предпринимательство в Белоруссии 2015 №5 - С. 4-6.
  22.  Статистический сборник. Малое предпринимательство в Республике Беларусь, 2014 // Нац. статистический комитет Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2015
  23.  Улахович, В. Концептуальные подходы во внешней политике Республики Беларусь (1991—2002 гг.) / В. Улахович // Европа. — 2012. — Т. 3. — № 1. — С. 99—116.
  24.  Улахович, В.Е. Экспертное обеспечение малого бизнеса / В.Е. Улахович // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2012. № 2.  С. 3745.
  25.  Улахович, В. Белорусские еврорегионы: практика трансграничного сотрудничества и его перспективы / В. Улахович // Актуальні проблеми міжнар. відносин: зб. навук. прац. — Киев, 2011. Ч. 2. С. 5459.
  26.  Улахович, В.Е. Место и роль концептуальных документов в поддержке малого и среднего бизнеса / В.Е. Улахович // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2012. № 4.  С. 3946.
  27.  Шило, А.В. Реализация совместных межгосударственных программ Беларуси и России в условиях углубления интеграционных процессов: права собственности на результаты / А.В. Шило, В.Н. Емельянов // О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства: материалы постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, Минск, 2728 окт. 2011 г. / Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России; под ред. С.Г. Стрельченко. — Минск, 2012. — C. 51—54.


PAGE   \* MERGEFORMAT 2




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Основные закономерности развития русской литературы ХХ века

2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3. Организации фирмы, функционирующей в сфере малого бизнеса

4. Режимы налогообложения и их роль в развитии малого бизнеса

5. PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «ФОТОКУРЬЕР»)

6. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) в Республике Беларусь

7. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

8. Международно-правовые акты регламентирующие право на жизнь в Республике Беларусь

9. Пути повышения конкурентоспособности предприятия малого бизнеса (на примере ООО «Элком-Электрощит»)

10. Зарубежный опыт социальной защиты населения и возможности его использования в Республике Беларусь