REFPIN.RU e-mael для контактов: refpin.ru@mail.ru |
Тема 1: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКА
§ 1.1. Информационные технологии и причины, способствовавшие их
появлению
До последнего времени мощь любого государства определялась уровнем развития промышленности, новизной и эффективностью ее технической базы. Именно с опорой на новейшее техническое оборудование совершенствовалась технология материального производства.
Под словом технология (от греч. techne искусство, мастерство, умение и logos слово, учение) понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, формы и т.д. сырья или материалов, используемых в процессе производства продукции. Такая технология была основой индустриального общества.
70-е гг. XX века стали периодом создания персональных компьютеров и началом развития информационного общества. Основное отличие этого общества от индустриального заключается в том, что наряду с технологией материального производства все большую роль начинают играть информационные технологии (далее ИТ) как совокупность методов и средств получения, хранения, преобразования и передачи и информации с помощью компьютеров.
Появлению и бурному развитию ИТ способствовали следующие достижения научно-технического прогресса:
1) создание ПК с большой памятью и большой скоростью выполнения операций;
2) разработка звуковых плат, дающих возможность воспроизводить и записывать речь, звуки и музыку в большом диапазоне частот;
3) изобретение видеоплат, позволяющих выводить на экран компьютеров изображение с телеэкранов и видеомагнитофонов;
4) разработка мультимедийных компьютеров, позволяющих воспроизводить на экране дисплеев цвет, звук, музыку, движение;
5) создание специальных устройств (модемов), способных передавать информацию в сети от одного компьютера к другому, в том числе и на далекие расстояния (Интернет);
7) создание электронной оргтехники, связанной с ПК и позволяющей осуществлять высокоскоростную печать документов, их копирование и размножение.
Конкретизируя определение понятия ИТ по отношению к лингвистике, можно сказать, что ИТ в лингвистике это совокупность методов и средств получения, хранения, преобразования и передачи с помощью компьютеров информации о языке и законах его функционирования.
§ 1.2. Связь направлений прикладной лингвистики с функциями языка
Термин «прикладная лингвистика» многозначен. В российской и западной лингвистике он имеет совершенно разные интерпретации. В западной лингвистике он связывается, прежде всего, с преподаванием иностранных языков, включая методику преподавания, особенности описания грамматики для учебных целей, преподавание как родного языка, так и иностранных, и пр. Это «узкий» подход к пониманию лингвистики, так называемая applied linguistics.
Другая трактовка данного термина связана с применением компьютеров для решения практических лингвистических задач. В англоязычной традиции данному пониманию соответствует термин computational linguistics. В отечественной литературе в качестве синонимов используются термины «компьютерная лингвистика», «вычислительная лингвистика», «автоматическая лингвистика», «инженерная лингвистика.
В отечественном языкознании утвердилось «широкое» понимание прикладной лингвистики. Это раздел языкознания, в котором разрабатываются методы и способы решения практических задач, связанных с использованием естественного языка в различных сферах человеческой деятельности.
Классифицировать разнообразные направления прикладной лингвистической деятельности удобно, опираясь на те функции, которые язык выполняет в обществе. Такая классификация была предложена А.Н. Барановым.
Основная функция языка коммуникативная, то есть в обществе язык служит средством общения и передачи информации. Именно на оптимальную организацию общения нацелены разработки таких лингвистических направлений, как теория и практика перевода, машинный перевод, теория и практика преподавания языков, теория и практика информационно-поисковых систем.
Еще одна функция языка социальная, которая является важной составной частью коммуникативной функции: язык функционирует в обществе, следовательно, неизбежно взаимовлияние общества и языка. Изучением взаимоотношений языка и общества занимается в первую очередь социолингвистика. Кроме нее к этой группе относятся такие направления исследований, как политическая лингвистика, теория воздействия, теория рекламы, орфография и орфоэпия науки, занимающиеся нормированием письменной и устной речи.
Следующая функция языка эпистемическая. Это означает, что язык является средством хранения и переработки информации. Здесь прикладные лингвистические задачи решаются в рамках таких направлений исследований, как терминология и терминография, лексикография (наука, занимающаяся составлением словарей), корпусная лингвистика.
Последняя группа направлений прикладных лингвистических исследований это дисциплины, занимающиеся оптимизацией когнитивной функции языка. Когнитивная функция связана с возможностями человека познавать окружающий мир, а язык является одним из средств познания. В эту группу входят компьютерная лингвистика, психолингвистика, лингвистической криминологии, афазиологии.
§ 1.3. Методы прикладной лингвистики и структуры представления знаний
Методы, которыми пользуются лингвисты для решения практических задач, чрезвычайно разнообразны. Выбор метода исследования определятся, во-первых, особенностями исследуемого объекта, а во-вторых, целями и задачами конкретного исследования. В прикладной лингвистике применяются как общенаучные методы исследования, так и частные методы, которые используются в рамках какой-либо конкретного научного направления.
К общенаучным методам можно отнести классификацию установление набора тех параметров, которые позволяют описать объект изучения с достаточной степенью полноты.
Выбор метода исследования в лингвистике осложняется тем, что язык это специфический объект изучения, который недоступен в прямом наблюдении. Поэтому одним из основных методов его изучения является моделирование.
Необходимость в моделировании возникает в тех научных областях, где объект изучения недоступен непосредственному наблюдению. В таких случаях он уподобляется некоему «черному ящику», о котором известно только то, какие начальные материалы он получает «на входе» и какие конечные продукты он выдает «на выходе». Лингвисты тоже имеют дело с «черным ящиком»: единственной реальностью, с которой они непосредственно имеют дело, является текст (устный или письменный), а интересующие их механизмы языка, лежащие в основе речевой деятельности человека, не даны в прямом наблюдении.
По определению американского математика К.Э. Шеннона, модель является представлением объекта, системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.
Методом моделирования пользуются и в теоретической, и в прикладной лингвистике. Модели, создаваемые в рамках теоретического языкознания, призваны описать языковую систему во всей ее полноте. Например, в теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:
• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х);
• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных обстоятельствах);
• имитирующие модели (внешне вести себя как X);
• диахронические модели (как и почему меняется X с течением времени).
В прикладном же языкознании основной целью создания модели является потребность в решении определенной задачи, а не познание того, «как все обстоит на самом деле». Таким образом, различия между теоретическими и прикладными моделями можно свести к следующему: во-первых, прикладные модели требуют большей степени формализации. Во-вторых, прикладные модели используют знания о языке выборочно, позволяя значительно упрощать объект моделирования.
В теории знаний (эпистемологии) выделяют два основных вида знаний: декларативные знания («знание ЧТО») и процедурные знания («знание КАК»).
Декларативные знания это утверждения о чем-либо. Типичный пример декларативного знания толкование слова в толковом словаре.
Процедурные знания это алгоритм, то есть последовательность действий, которые следует выполнить в определенной ситуации. Пример процедурных знаний инструкция к любому бытовому прибору. Процедурным знанием также является функциональная способность человека к ходьбе, бегу, использованию языка.
Основное различие между декларативными и процедурными знаниями состоит в следующем: если декларативные знания можно верифицировать, то есть определить их истинность или ложность, то процедурные знания верификации не подлежат. Оценить качество процедурных знаний можно только с точки зрения успешности или не успешности работы алгоритма.
В теории знаний также изучаются различные структуры представления знаний: фреймы, сценарии, планы и т. д.
Фрейм это структура для представления декларативного знания о какой-либо стереотипной ситуации. Формально фрейм представляется как совокупность узлов и отношений между ними. Каждый узел задает определенный параметр, который может заполняться конкретной информацией. Ядро фрейма составляют узлы, соответствующие постоянным для данной ситуации понятиям. Периферия фрейма узлы, заполнение которых информацией каждый раз не является обязательным.
Помимо фрейма существуют и другие структуры представления знаний, например, сценарий. Сценарий это тоже представление о стереотипной ситуации или стереотипном поведении, только элементами сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Можно, например, говорить о «сценарии посещения ресторана» или «сценарии покупки в магазине».
Другой термин, который используется в когнитивных исследованиях план. Под планом понимают представление знаний о возможных действиях, которые необходимы для достижения определенной цели. План возникает на основе одного или нескольких сценариев, необходимых для решения данной проблемной ситуации. Выполнимость плана обязательное условие его порождения, а к понятию «сценарий» критерий выполнимости неприменим.
Еще одно важное понятие теории знаний модель мира. Под моделью мира понимается совокупность знаний о мире. В модели мира эти знания не хаотичны, а организованы определенным образом.
§ 1.4. Задачи прикладной лингвистики с использованием информа-ционных технологий
Среди задач прикладной лингвистики с использованием возможностей ИТ можно назвать следующие:
- создание систем искусственного интеллекта;
- создание систем автоматического перевода;
- создание систем автоматического аннотирования и реферирования текстов;
- создание систем порождения текстов;
- создание систем обучения языку;
- создание систем понимания и генерации устной речи;
- создание автоматизированных информационно-поисковых систем;
- создание систем дешифровки анонимных текстов;
- разработка различных баз данных (словарей, каталогов, реестров и т.п.);
- разработка различного типа автоматических словарей;
- разработка систем передачи информации в сети Интернет и т.д.
Философы, психологи и другие специалисты отмечают, что в будущем социально защищенным может считаться лишь тот человек, который способен гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Любой информационный ресурс представляет реальную ценность лишь в том случае, когда к нему организован соответствующий доступ. Интеллектуальная собственность, представленная в цифровом формате, станет главной «валютой» XXI века.
4. Базовые информационные технологии: технологии защиты информации
6. Информационные технологии в юриспруденции
7. Информатика и информационные технологии
8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ