ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКА
Работа добавлена: 2015-12-04





Тема 1: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛИНГВИСТИКА

§ 1.1. Информационные технологии и причины, способствовавшие их

появлению

До последнего времени мощь любого государства определялась уровнем развития промышленности, новизной и эффективностью ее технической базы. Именно с опорой на новейшее техническое оборудование совершенствовалась технология материального производства.

Под словом технология (от греч. techne ‘искусство, мастерство, умение’ и logos ‘слово, учение’) понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, формы и т.д. сырья или материалов, используемых в процессе производства продукции. Такая технология была основой индустриального общества.

70-е гг. XX века стали периодом создания персональных компьютеров и началом развития информационного общества. Основное отличие этого общества от индустриального заключается в том, что наряду с технологией материального производства все большую роль начинают играть информационные технологии (далее – ИТ) как совокупность методов и средств получения, хранения, преобразования и передачи и информации с помощью компьютеров.

Появлению и бурному развитию ИТ способствовали следующие достижения научно-технического прогресса:

1) создание ПК с большой памятью и большой скоростью выполнения операций;

2) разработка звуковых плат, дающих возможность воспроизводить и записывать речь, звуки и музыку в большом диапазоне частот;

3) изобретение видеоплат, позволяющих выводить на экран компьютеров изображение с телеэкранов и видеомагнитофонов;

4) разработка мультимедийных компьютеров, позволяющих воспроизводить на экране дисплеев цвет, звук, музыку, движение;

5) создание специальных устройств (модемов), способных передавать информацию в сети от одного компьютера к другому, в том числе и на далекие расстояния (Интернет);

7) создание электронной оргтехники, связанной с ПК и позволяющей осуществлять высокоскоростную печать документов, их копирование и размножение.

Конкретизируя определение понятия ИТ по отношению к лингвистике, можно сказать, что ИТ в лингвистике – это совокупность методов и средств получения, хранения, преобразования и передачи с помощью компьютеров информации о языке и законах его функционирования.

§ 1.2. Связь направлений прикладной лингвистики с функциями языка

Термин «прикладная лингвистика» многозначен. В российской и западной лингвистике он имеет совершенно разные интерпретации. В западной лингвистике он связывается, прежде всего, с преподаванием иностранных языков, включая методику преподавания, особенности описания грамматики для учебных целей, преподавание как родного языка, так и иностранных, и пр. Это «узкий» подход к пониманию лингвистики, так называемая applied linguistics.

Другая трактовка данного термина связана с применением компьютеров для решения практических лингвистических задач. В англоязычной традиции данному пониманию соответствует термин computational linguistics. В отечественной литературе в качестве синонимов используются термины «компьютерная лингвистика», «вычислительная лингвистика», «автоматическая лингвистика», «инженерная лингвистика.

В отечественном языкознании утвердилось «широкое» понимание прикладной лингвистики. Это раздел языкознания, в котором разрабатываются методы и способы решения практических задач, связанных с использованием естественного языка в различных сферах человеческой деятельности.

Классифицировать разнообразные направления прикладной лингвистической деятельности удобно, опираясь на те функции, которые язык выполняет в обществе. Такая классификация была предложена А.Н. Барановым.

Основная функция языка – коммуникативная, то есть в обществе язык служит средством общения и передачи информации. Именно на оптимальную организацию общения нацелены разработки таких лингвистических направлений, как теория и практика перевода, машинный перевод, теория и практика преподавания языков, теория и практика информационно-поисковых систем.

Еще одна функция языка – социальная, которая является важной составной частью коммуникативной функции: язык функционирует в обществе, следовательно, неизбежно взаимовлияние общества и языка. Изучением взаимоотношений языка и общества занимается в первую очередь социолингвистика. Кроме нее к этой группе относятся такие направления исследований, как политическая лингвистика, теория воздействия, теория рекламы, орфография и орфоэпия – науки, занимающиеся нормированием письменной и устной речи.

Следующая функция языка – эпистемическая. Это означает, что язык является средством хранения и переработки информации. Здесь прикладные лингвистические задачи решаются в рамках таких направлений исследований, как терминология и терминография, лексикография (наука, занимающаяся составлением словарей), корпусная лингвистика.

Последняя группа направлений прикладных лингвистических исследований – это дисциплины, занимающиеся оптимизацией когнитивной функции языка. Когнитивная функция связана с возможностями человека познавать окружающий мир, а язык является одним из средств познания. В эту группу входят компьютерная лингвистика, психолингвистика, лингвистической криминологии, афазиологии.

§ 1.3. Методы прикладной лингвистики и структуры представления знаний

Методы, которыми пользуются лингвисты для решения практических задач, чрезвычайно разнообразны. Выбор метода исследования определятся, во-первых, особенностями исследуемого объекта, а во-вторых, – целями и задачами конкретного исследования. В прикладной лингвистике применяются как общенаучные методы исследования, так и частные методы, которые используются в рамках какой-либо конкретного научного направления.

К общенаучным методам можно отнести классификацию – установление набора тех параметров, которые позволяют описать объект изучения с достаточной степенью полноты.

Выбор метода исследования в лингвистике осложняется тем, что язык – это специфический объект изучения, который недоступен в прямом наблюдении. Поэтому одним из основных методов его изучения является моделирование.

Необходимость в моделировании возникает в тех научных областях, где объект изучения недоступен непосредственному наблюдению. В таких случаях он уподобляется некоему «черному ящику», о котором известно только то, какие начальные материалы он получает «на входе» и какие конечные продукты он выдает «на выходе». Лингвисты тоже имеют дело с «черным ящиком»: единственной реальностью, с которой они непосредственно имеют дело, является текст (устный или письменный), а интересующие их механизмы языка, лежащие в основе речевой деятельности человека, не даны в прямом наблюдении.

По определению американского математика К.Э. Шеннона, модель является представлением объекта, системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования.

Методом моделирования пользуются и в теоретической, и в прикладной лингвистике. Модели, создаваемые в рамках теоретического языкознания, призваны описать языковую систему во всей ее полноте. Например, в теоретической лингвистике часто используются следующие типы моделей:

• компонентные модели или модели структуры (из чего сделан Х);

• предсказывающие модели (предсказать поведение X в тех или иных обстоятельствах);

• имитирующие модели (внешне вести себя как X);

• диахронические модели (как и почему меняется X с течением времени).

В прикладном же языкознании основной целью создания модели является потребность в решении определенной задачи, а не познание того, «как все обстоит на самом деле». Таким образом, различия между теоретическими и прикладными моделями можно свести к следующему: во-первых, прикладные модели требуют большей степени формализации. Во-вторых, прикладные модели используют знания о языке выборочно, позволяя значительно упрощать объект моделирования.

В теории знаний (эпистемологии) выделяют два основных вида знаний: декларативные знания («знание ЧТО») и процедурные знания («знание КАК»).

Декларативные знания – это утверждения о чем-либо. Типичный пример декларативного знания – толкование слова в толковом словаре.

Процедурные знания – это алгоритм, то есть последовательность действий, которые следует выполнить в определенной ситуации. Пример процедурных знаний – инструкция к любому бытовому прибору. Процедурным знанием также является функциональная способность человека к ходьбе, бегу, использованию языка.

Основное различие между декларативными и процедурными знаниями состоит в следующем: если декларативные знания можно верифицировать, то есть определить их истинность или ложность, то процедурные знания верификации не подлежат. Оценить качество процедурных знаний можно только с точки зрения успешности или не успешности работы алгоритма.

В теории знаний также изучаются различные структуры представления знаний: фреймы, сценарии, планы и т. д.

Фрейм – это структура для представления декларативного знания о какой-либо стереотипной ситуации. Формально фрейм представляется как совокупность узлов и отношений между ними. Каждый узел задает определенный параметр, который может заполняться конкретной информацией. Ядро фрейма составляют узлы, соответствующие постоянным для данной ситуации понятиям. Периферия фрейма – узлы, заполнение которых информацией каждый раз не является обязательным.

Помимо фрейма существуют и другие структуры представления знаний, например, сценарий. Сценарий – это тоже представление о стереотипной ситуации или стереотипном поведении, только элементами сценария являются шаги алгоритма или инструкции. Можно, например, говорить о «сценарии посещения ресторана» или «сценарии покупки в магазине».

Другой термин, который используется в когнитивных исследованиях – план. Под планом понимают представление знаний о возможных действиях, которые необходимы для достижения определенной цели. План возникает на основе одного или нескольких сценариев, необходимых для решения данной проблемной ситуации. Выполнимость плана – обязательное условие его порождения, а к понятию «сценарий» критерий выполнимости неприменим.

Еще одно важное понятие теории знаний – модель мира. Под моделью мира понимается совокупность знаний о мире. В модели мира эти знания не хаотичны, а организованы определенным образом.

§ 1.4. Задачи прикладной лингвистики с использованием информа-ционных технологий

Среди задач прикладной лингвистики с использованием возможностей ИТ можно назвать следующие:

- создание систем искусственного интеллекта;

- создание систем автоматического перевода;

- создание систем автоматического аннотирования и реферирования текстов;

- создание систем порождения текстов;

- создание систем обучения языку;

- создание систем понимания и генерации устной речи;

- создание автоматизированных информационно-поисковых систем;

- создание систем дешифровки анонимных текстов;

- разработка различных баз данных (словарей, каталогов, реестров и т.п.);

- разработка различного типа автоматических словарей;

- разработка систем передачи информации в сети Интернет и т.д.

Философы, психологи и другие специалисты отмечают, что в будущем социально защищенным может считаться лишь тот человек, который способен гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Любой информационный ресурс представляет реальную ценность лишь в том случае, когда к нему организован соответствующий доступ. Интеллектуальная собственность, представленная в цифровом формате, станет главной «валютой» XXI века.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. Информационные технологии организационного управления (Корпоративные информационные технологии). Основные концепции управления производством. Достоинства и недостатки системы “клиент-сервер”. Особенности систем Интранет, их достоинства, используемые откры

2. Информационные технологии как сфера услуг, их классификация. Понятие информационной технологии и этапы ее развития

3. Базовые информационные технологии: телекоммуникационные технологии. Разновидности архитектур компьютерных сетей, их структура. Основные компоненты Интернета

4. Базовые информационные технологии: технологии защиты информации

5. Базовые информационные технологии: технологии искусственного интеллекта. Определение, классификация и структура интеллектуальной системы. Модели представления знаний. Экспертные системы (ЭС) и задачи, решаемые ими. Разновидности ЭС, инструментальные средс

6. Информационные технологии в юриспруденции

7. Информатика и информационные технологии

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9. Информационные технологии в юридической деятельности

10. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ