Застройка исторической части города Твери
Работа добавлена: 2015-12-06





СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................................................

1. Тверь в конце 18 века

1.1 Описание Твери до 1763 года и пожара....................................................

1.2 Роль Екатерины II в перестройке Твери............................................................

1.3 Типизация и повторность в застройке Твери..................................................

2. Застройка исторической части города Твери

2.1 Застройка Центральной (городской части).......................................................

2.2 Застройка Затьмачья.................................................................................

2.3 Застройка Затверечья.......................................................................................

2.4 Застройка Заволжья....................................................................................

Заключение.............................................................................................................

Список использованных источников....................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Город Тверь основан в XII веке в месте слияния рек Волги, Тверцы и Тьмаки. В XIII – XV веках в композиции г. Твери доминировал Кремль с четырьмя посадами, окружающими его.

По окончании Северной войны в 1721 году Тверь перестает служить крепостью. Город развивается в направлении четырех посадов. Положение между Петербургом и Москвой укрепляет торговое значение города. Активно развиваются промыслы, обустраиваются гавани на Волге и Тверце.

Регулярная перепланировка города после пожара 1763 года вобрала наиболее устойчивые и ценные элементы планировки средневекового города, сохранив Кремль, как главный градообразующий центр, объединивший исторические посады города. Трехлучевая планировочная структура улиц центральной части была положена в основу нового регулярного плана города.

К 1777 году все существовавшие в пределах вала посады были заново перепланированы по регулярному плану, сохранив каменные объемы церквей, включенных в застройку кварталов или ставших локальными доминантами небольших площадей. К концу XIX века Тверь в границах регулярного плана была застроена. В 1851 году открывается железная дорога Москва – Санкт-Петербург, строится комплекс Морозовского городка, возникает поселок Красная Слобода. Появляется новая меридиональная ось в развитии планировочной структуры города.

Тяготение промышленных зон к железной дороге обусловило появление вблизи каждого предприятия жилых слобод по типу регулярных сельских поселений с церковью, становившейся доминантой на небольшой прямоугольной площади – слобода у Драгунских казарм, Красная слобода, Каулинские Горки, Ведловская слобода и т.п. Соразмерность планировочных принципов построения кварталов слобод сложившейся исторической сетке города XVIII века, их сомасштабность застройки, послужила основанием для формирования  общей планировочной структуры города XIX – начала XX века.

Генеральный план 1927 года (архитектор А. П. Иваницкий) удачно развил основные положения первого и последующих генеральных планов города, определил направления территориального развития города и заложил современную планировочную структуру. Последующие генеральные планы (кроме генплана 1938 года) развивали и уточняли основные планировочные принципы организации города. В процессе реализации изменялась этажность, уточнялись направления магистралей, размещались новые промзоны. Устойчивые элементы планировочной структуры города на протяжении трех веков оставались, в основном, неизменными и служили основным каркасом развивающегося города.

Целью данной работы изучить перестройку города Твери после пожара 1763 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать Тверь в конце 18 века;

- изучить описание Твери до 1763 года и пожара;

- проанализировать роль Екатерины II в перестройке Твери;

- рассмотреть типизацию и повторность в застройке Твери;

- охарактеризовать застройку исторической части города Твери;

- изучить застройку Центральной (городской части);

- рассмотреть застройку Затьмачья;

- охарактеризовать застройку Затверечья;

- рассмотреть застройку Заволжья.

1. ПОЖАР 1763 ГОДА

1.1 Описание Твери до 1763 года и пожара

В царствование Императрицы Екатерины II в 1763 году в Твери случился большой пожар. Этот пожар сыграл большую роль в благоустройстве города Твери.

До этого пожара город Тверь была обыкновенным захудалым провинциальным городком того времени. Деревянные, крытые тесом и дранкой, обывательские дома были раскинуты по узким, кривым, неровным и грязным улицам. В некоторых местах улиц прохожему нельзя было остановиться, чтобы пропустить телегу, «или остановись, где пошире, или бери вперед». Даже проходившая через город большая дорога была «кривая», где широко, а где только с нуждою могли разъехаться встречные телеги. Дома были расположены без плана, а «по старине, кто как построил: иной двор вдался, другой выдался, а иной накось». Самые дома даже у зажиточных людей были похожи на теперешние деревенские избы. Они имели 4-5 аршин высоты от земли до окон, три красных окна, высотой аршин с четвертью и шириной не более аршина. В домах людей, менее зажиточных, было одно только красное окно и два волоковых, а у бедных были низкие избушки с двумя волоковыми окнами. Только не у многих богачей дома были покрыты тесовыми досками, прибитыми гвоздями, а у большинства и тесовые и дранчатые крыши были покрыты в застреху. Среди этой беспорядочно раскинутой кучи домов был едва ли не один порядочный каменный дом купца Волкова. На окраинах города впрочем было еще две-три обывательских каменных постройки. К этому нужно добавить полуразвалившийся с деревянными ставнями и башнями Кремль. Одна башня Кремля, стоявшая на теперешней Миллионной (Советской) улице, была впрочем каменная. Миллионная (Советская) улица пересекалась тогда рвом, который шел от Волги до Тьмаки. Запущенный, полуобсохший, наполненный грязью и тиной, ров этот не способствовал ни красоте, ни чистоте воздуха в городе. Таков был город Тверь того времени.

Пожар 1763 года произошел 12 мая в понедельник, в день Сошествия Св. Духа. Начался он как только вышел крестный ход к Троицкой церкви, около 10 ч. утра. Выкинуло из трубы архирейского дома, который стоял на месте дворца. Архирейский дом был каменный, но крыша у него была деревянная. Был сильный северо-западный ветер. «Ветер был настолько силен, что едва мог человек на ногах устоять». Неудивительно, что пожар с громадной быстротой распространился как в кремль, так и в загородный посад. Многие жители, спасая свое имущество, снесли его, по обычаю в церкви, но и большинство церквей сгорело вместе с укрытым в них имуществом. В каменной церкви Рождества Христова думали спастись от пожара священники с причетниками и некоторые прихожане; но сгорела церковь, сгорели и укрывшиеся в ней люди, всего 33 человека. Собор уцелел, но и ему угрожала большая опасность, так что мощи св. Благоверного Михаила Ярославовича были вынесены из собора на городской вал, к устью Тьмаки. В Кремле уцелели, кроме собора, Никольская церковь, что в Капустниках, Калязинское подворье, дом соборных священников и домов тридцать обывательских. Все остальное и весь почти загородный посад сделался пищей огня. Пожар продолжался не более 4 часов. Спасти имущество при таком быстром распространении огня жители не могли, и оно почти все погибло. Город был уничтожен и разорен [].

По официальным данным одних обывательских домов во время этого пожара сгорело 852. Не говоря уже об архирейском доме, консистории с архивом, где и начался пожар, сгорела провинциальная канцелярия, главное присутственное место тогда в Твери, соляные амбары с казенною солью, магистраль, гостиный двор, ряды и много церквей. Провинциальная канцелярия была охвачена огнем так быстро, что «стараясь всеми силами, едва успели вытащить денежной казны серебряной монеты (канцелярской суммы) 4336 р., да подушного сбора 7000 р., да несколько из писем, а более вытащить было не можно. Оставшая казна, дела и в архиве дела же погорели все без остатка». Как только пожар начал стихать, к провинциальной канцелярии было приставлено 4 часовых, «чтобы над погоревшей денежной казной наблюдать наикрепчайше». В шести соляных амбарах сгорело 128577 пудов елтонской соли, пермской 113192 пуда, в пищу негодной серой 20321 пуд, черной 11851 пуд, а всего 273943 пуда [].

Узнав об этом, Императрица Екатерина II повелела выдавать погорельцам хлеба на год, а на возобновление города пожертвовала 200 тысяч рублей серебром. [].

Для составления нового плана застройки в Тверь был командирован архитектор П.Р. Никитин. Составленный под его руководством проект осенью 1763 года был утвержден, и в октябре 1763 года начались восстановительные работы [].

Тверь была перестроена в камне согласно принципам регулярной планировки. Украшением стал «версальский трезубец» три луча улиц, расходящихся из одной точки. Как в Санкт-Петербурге. Или в Версале. И в Риме. Увы, старинный Кремль пришлось разобрать нужды в нём более не было [].

Строительство 1760-1770-х годов полностью изменило облик Твери: город получил регулярную планировку, улицы застраивались каменными зданиями, располагавшимися "единой фасадой". Строительство в Твери первый опыт перестройки крупного провинциального центра России [].

1.2 Роль Екатерины II в перестройке Твери

В XVIII веке, когда Тверь давно утратила политическую мощь, Екатерина II определила губернской столице особое предназначение: образцового города России провинциальной. Именно отсюда императрица решила начать модернизацию городских ансамблей всей необъятной империи, приведя их к европейским стандартам.

Всего за десять лет создалась новая Тверь, «возобновленная щедротами Екатерины II». Ее возведение рачительная императрица держала под личным контролем. Она строго следила, чтобы ее детище шаг за шагом становилось наглядным примером «регулярного города», создавалось по принципам единообразия, согласованности и порядка, «дабы оный не только прочим в расположении и красивости не уступал, пользу и безопасность жителям приносил, но впредь для переустройства и других городов образцом быть мог» (из записки «О постройке города Твери...»).

Государственный рецепт переустройства Твери определял размеры площадей и улиц, высоту административных и жилых зданий, декор фасадов, количество окон и форму ризалитов в домах «первого» и «второго номера». «Все дома, в одной улице состоящие, строить надлежит во всю улицу с обеих сторон до самого пересечения другой улицы, одною сплошною фасадою, выше и длиннее во двор, нежели по улице...»

Так Тверь стала первым провинциальным российским центром, построенным «по всем правилам», не стихийно стройной «единой фасадою» волжской набережной, с типовыми проектами каменных частных домов и прекрасным дворцом, выстроенным естественно, по личному заказу императрицы, Петром Никитиным при участии его ученика, блистательного московского архитектора Михаила Казакова. Екатерина II множество раз говорила приближенным, что «город Тверь после Петербурга наиболее красивый город Империи». По этому поводу в народе даже сложился популярный стишок: «Тверь-городок, Петербурга уголок…» Эта строчка к тому же была долгие годы выложена цветами на клумбах одной из центральных площадей.

Ну, а главной композиционной осью Твери стала, конечно же, дорога, соединяющая Петербург с Москвой. На ней и разместился парадный ансамбль образцовой губернии. Предполагалось, что на плане новой провинциальной столицы место древнего Кремля и новый город будут «увязаны» в единую архитектурную систему. Решение сложной эстетической и политической задачи нашлось в арсенале итальянского барокко. Прямоугольная система улиц соединяется с трехлучевой композицией эта знаменитая схема «трезубца» представлена, например, в Риме, где от Пьяцца-дель-Пополо тоже расходятся три живописные магистрали. Получился своего рода воображаемый исторический и дипломатический «мост», соединивший утраченную средневековую крепость (точнее, народную память о ней) с идеальным городским поселением эпохи Просвещения.

Кроме этого, столь элегантного градостроительного приема, автоматически включавшего Тверь в ряд таких безупречных композиций, как Версаль или Петергоф, был реализован анфиладный принцип последовательно открывающихся площадей, которые развили образ парадной центральной дороги. Благодаря оптимальному для взгляда углу в тридцать градусов все три луча просматривались в общей панораме с полуциркульного пространства в основании «трезубца». А большая перспектива центральной дороги, наоборот, неуклонно приводила к композиционному центру города опять-таки символу тверского обновления Путевому дворцу. Фрагменты средневекового ландшафта попали благодаря мастерству градостроителей в единое поле зрения с новыми видами и формально оказались включены в торжественную композицию города. Однако в реальности столбовой путь, назначенный главным проспектом, навсегда отделил легендарный тверской пейзаж, еще хранивший отзвуки героической древности, от светского города «остановки на государевой дороге». Новой точкой отсчета городского пространства оказался теперь величественный царский дом.

Именно таким город видели и Пушкин, который, бывая здесь, останавливался в гостинице Гальяни, и Глинка, и Островский, и Достоевский, и Салтыков-Щедрин, которые в разное время тут обитали.

С Екатерининской Тверью не произошло ничего подобного тому, что случилось с древней. Очередной пожар не отправил ее в Лету. Большая часть ее физических объектов все еще стоит на своем месте [].

1.3 Типизация и повторность в застройке Твери

История строительства в Твери в 1760-х 1770-х годах в целом хорошо известна. Что же касается применения типовой застройки, то здесь долгое время существовала некоторая путаница в вопросе о том, по каким именно проектам велось строительство. Большинство авторов, занимавшихся тверской типовой застройкой, приводили в качестве иллюстрации не те типовые проекты, по которым в действительности застраивалась Тверь, а другие, предложенные начальником строительства графом В. Фермором и не нашедшие практического применения. На основании ряда архивных документов и сохранившихся фрагментов первоначальной застройки можно представить следующую картину хода проектирования, утверждения и строительства типовых жилых домов в Твери. В июле 1763 г. был утвержден проект восстановления Твери, сделанный под руководством П.Никитина, с известной трехлучевой системой плана в центре города. К проекту были приложены типовые фасады, подлинник которых до нас не дошел. В переписке с Екатериной по поводу восстановления города Фермор возразил против уже утвержденного проекта Никитина и в октябре 1763 г. представил свой, прямоугольный вариант планировки и новые типовые фасады, предусматривавшие преимущественную застройку улиц с разрывами вместо сплошной и снижение высоты домов. Проект Фермора одобрен не был и практического осуществления не получил.

Сохранившиеся в Твери дома почти точно воспроизводят фасады из рукописного “Атласа Тверской губернии”, изданного, по-видимому, в 70-х годах XVIII в., и нет никакого сомнения в том, что застройка города велась по чертежам, служившим основой для Атласа, а не по проектам Фермора. Существование этих не дошедших до нас чертежей косвенно подтверждается также наличием проектов тверских домов 1767 г., подписанных А.Квасцовым, и квасовскими же проектами типовых домов для Казани, выполненными по образцу тверских. Мало того, именно эти фасады скорее всего послужили основой для проектирования “фасадов примерных против прочих вновь строящихся городов”.

Основной осуществленный проект планировки Твери Никитина развивал принципы застройки, заложенные в Петербурге в 1737-1740 гг. Как и там, здесь было проведено зонирование по высоте и качеству застройки. Она повышалась от периферии к центру от одного до двух с половиной этажей, была деревянной на окраинах и каменной в центре. Новым было то, что все улицы и площади центра предполагалось застроить “сплошною фасадою”, с целью более рационального использования площади кварталов и уменьшения длины улиц. Принцип сплошной застройки, который в первой половине XVIII в. в Петербурге был желательным и осуществлялся только по мере возможности, должен был сделаться в Твери для центра обязательным. Здания присутственных мест по периметру центральной Фонтанной площади проектировались как составная часть общего монолита жилой застройки.

Не отличалась в принципе от петербургской система планировки кварталов. Как правило, квартал разбивался на два ряда одинаковых участков и лишь в тех случаях, когда глубина его (в центре города) была небольшой, делался один ряд участков. Дворовые постройки, в отличие от Петербурга, предлагалось строить компактно, а не растягивать по периметру участка. Однако система подведения под одну крышу сараев соседних владений сохранялась. На окраинах города участки должны были включать в себя небольшие сады.

Блокирование домов в сплошную застройку по фронту улицы привело к образованию в центре города нового типа квартала, две стороны которого ограничивались сплошными лентами застройки с проездами под домами, а середина была занята отдельно стоящими хозяйственными постройками и разгорожена заборами на участки. В отличие от стихийно образовавшейся в некоторых местах в Петербурге периметральной застройки кварталов с разделением внутреннего пространства на отдельные дворы, здесь видно Сознательное стремление к сплошной периметральной застройке на основе блокирования типовых домов-секций.

Реконструкция Твери в 60-х – 70-х годах XVIII в. интересна не только тем, что там был создан комплексный проект строительства большого губернского города с детальным решением планировки и застройки. Таких проектов во второй половине XVIII в. было сделано достаточно много. Здесь очень важно, что проект был в значительной степени осуществлен, хоть и не везде в точности. Тверь получила замечательную по своей цельности сплошную застройку набережной Волги на значительном отрезке. “Сплошною фасадою” были застроены и отдельные участки Миллионной (ныне Советской) улицы, получившей в остальных частях застройку из отдельно стоящих типовых домов. Четырьмя зданиями с почти одинаковыми фасадами была застроена Фонтанная площадь.

Тверь была, пожалуй, единственным русским городом, где основные элементы архитектурной композиции центрального района были спроектированы и осуществлены при помощи типовой застройки частными жилыми домами. Почему же именно здесь удалось осуществить такую застройку? Ведь в прошлом Петербурге удавалось достичь в частном типовом строительстве лишь известного архитектурного единства фасадов, выходящих на улицу, и примерно одинаковой высоты застройки в отдельных районах. В Твери же была осуществлена блочная застройка из двухэтажных каменных обывательских домов на протяжении целых кварталов. Конечно, застройку улиц едиными архитектурными комплексами жилых домов, хотя бы и в пределах небольших кварталов, было бы невозможно осуществить, применяя принцип раздачи отдельных участков под застройку частным лицам. В Твери же получила осуществление практика строительства жилых домов за государственный счет, с последующей продажей их частным владельцам. Помимо блочной застройки за счет государства было построено и несколько отдельно стоящих домов по типовым проектам, которые служили образцами для застройки. Но здесь уже, в отличие от домов, построенных на государственный счет, типизирован был лишь общий принцип построения фасадов. Планировка же дома и детали архитектурного убранства оставлялись, как и раньше, на волю хозяев.

Частное строительство домов усадебного типа занимало подавляющее большинство городских кварталов, поэтому не следует преувеличивать значение государственного строительства жилых домов в то время. Однако и то относительно небольшое число их, которое было на Миллионной улице и набережной Волги, вместе с административными постройками Фонтанной площади в значительной степени определило архитектурный облик центра Твери. Это произошло потому, что строительство не было рассредоточено, как обычно при частном строительстве, а сконцентрировано в одном районе и образовало единый ансамбль центра.

Застройку центра не удалось осуществить точно по плану. В связи с недостатком средств не был построен “сплошной фасад” между Полуциркульной и Фонтанной площадями, отдельными домами были застроены и Косые улицы. Это, однако, не нарушало всей композиционной структуры городской застройки, а отсутствие “сплошных фасадов” на Косых улицах лучше подчеркивало значение основных магистралей – Миллионной улицы и набережной Волги, несмотря на все ее изменения, внесенные в проект в процессе строительства, застройка центра Твери отличалась редким по тому времени архитектурным единством и высоким художественным уровнем, как архитектуры отдельных зданий, так и архитектуры всего комплекса.

Органическое единство планового и объемного решения дополнялось и единым принципом решения архитектуры отдельных зданий. Практически почти все здания центра решались путем варьирования одного типового фрагмента. Этот фрагмент, чередующийся со вставками с фронтонами и воротами, составлял основу блочной застройки. На основе этого же фрагмента, повторенное разное число раз, строились отдельно стоящие дома. Наконец, административные здания на Фонтанной площади тоже основаны на типовом фрагменте и обогащены более декоративными ризалитами. “Типовым фрагментом” здесь названа следующая композиция: окна первого и второго этажей с наличниками; между ними (по вертикали) либо перемычки, украшенные декоративными плитами, либо тяга; над окнами второго этажа маленькие горизонтальные чердачные окна; венчающая часть – карниз с балюстрадой; в простенках, как правило, лопатки. Ритмическое повторение этого фрагмента, сочетающегося с различными вставками в виде ризалитов с несколько другим декором, обусловило органическое единство зданий, различных по протяженности и по плану, из которых состояла серия тверских типовых домов.

Приоритет в области практического осуществления градостроительных идей середины XVIII в. сделал Тверь своего рода “образцовым” городом. Ее планировочная структура и методы проектирования и строительства жилых и административных зданий начали служить образцом для реконструкции других русских городов задолго до завершения строительства в самой Твери. В ряде случаев тверские типовые проекты использовались в застройке других городов почти без всякого изменения. Свидетельства об этом можно найти в ряде архивных документов [].

2. ЗАСТРОЙКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА ТВЕРИ

2.1 Застройка Центральной (городской части)

В историческую часть города включены территории города и соответствующие историческому делению города: Городская часть, Заволжье, Затьмачье и Затверечье.

В Центральной (Городской части) уцелели большие фрагменты регулярной жилой каменной застройки XVIII – XIX веков (ул. Советская, Пушкинская, Крылова, Медниковская, Симеоновская, Новоторжская, бульвар Радищева и другие). Здесь расположены основные ансамбли и комплексы исторического центра города []:

1) Выдающийся памятник архитектуры старой Твери ансамбль Путевого дворца. Он формировался на протяжении ХVII-Х1Х веков, состоит из главного П-образного в плане дворцового корпуса с двумя павильонами, церковным и библиотечным, кухонного флигеля, каретного сарая, гауптвахты, Дворцого сада с павильоном "Оранжерея".

Главный корпус архиерейский дом построен в 1669-1672 годах тверским архиепископом Иосифом I на месте сгоревшего в 1661 году деревянного дома. В 1763 году архиерейский дом, пострадавший во время пожара Твери, был перестроен в стиле барокко "архитектурной командой" под руководством архитектора П. Р. Никитина. Работы закончились в 1778 году. Вскоре он был куплен казной и стал императорским путевым дворцом. Позднее дворец перестраивался: в 1809-1811 годах К. И. Росси, в 1867-1871 годах А. И. Резановым.

Дворец отличается праздничной нарядностью облика, оригинальностью объемно-пространственного решения, пластическим богатством декоративного убранства фасадов и интерьеров, органично сочетающих черты барокко, классицизма и неоренессанса. Среди парадных интерьеров дворца большой интерес представляет Розовый зал, выполненный в стиле позднего классицизма по проекту К. И. Росси, отличающийся изысканной красотой и благородством архитектурного решения. Тонкая лепка, розовый цвет стен, колонны, зеркала, мраморные камины, хрусталь люстр и торшеров придают залу особую торжественность.

С этим зданием связаны многие имена отечественной культуры  историка Н.М. Карамзина, писателя И. И. Лажечникова, художника О. А. Кипренского, крупнейших русских зодчих И. Мичурина, П. Р. Никитина, М. Ф. Казакова, К. И. Росси, А. И. Резанова, скульптора Д. Иенсена, художника-декоратора Д. Скотти [];

2) Ансамбль улиц с Трехлучевой композицией, заложенной генпланом 1767 года. В основу планировки города была положена трехлучевая композиция, с главной осью главной улицей, параллельной реке Волге, и двумя расходящимися от современной Советской площади улицами-лучами. Направление трех лучевых магистралей определялось расположенными в конце их высотными композициями  сооружениями кремля, который предполагалось восстановить. Центральный луч современная Советская улица ориентировался на главную каменную Владимирскую башню кремля и расположенный за ней собор с высокой колокольней. Боковые лучи замыкались соответственно Тьмацкой и Волжской башнями кремля. Точка схода трех улиц-лучей лежала на Полуциркульной (ныне Советская) площади тогдашней границе с предместьем города Твери.

Широко и свободно развивалась трехлучевая композиция в направлении к центру города. Боковые лучи улицы Косая Новоторжская и Косая Новгородская (нынешние улицы Новоторжская и Вольного Новгорода) вели за Тьмаку и Волгу. Перспектива среднего луча Екатерининской (теперь Советская) улицы открывала простор для правильно распланированных площадей и завершалась группой строений, составлявших своеобразное художественное целое. П. Р. Никитину при участии его ближайших помощников удалось создать крупные архитектурные ансамбли, такие, как нынешние площадь Ленина, Советская площадь, набережная Степана Разина [];

3) Ансамбль зданий губернского казначейства (начало XX века);

4) Комплекс торговых и общественных зданий (XVIII – XIX век);

5) Комплекс общественных и жилых зданий (XVIII – XIX веков) [];

6) Ансамбль “церкви Рождества Христова”, что в Рыбаках. Один из старейших сохранившихся храмов Твери, выстроенный в 1743 году. Название храма «В Рыбаках» и улица Рыбацкая в Твери – единственные старые топонимы, которые обозначают место бывшей здесь до регулярной застройки рыбацкой слободы.

Деревянная Христорождественская церковь, упоминающаяся еще в Писцовых книгах, сгорела 5 апреля 1725 года, вместо нее на средства тверского купца А. Янковского и его детей в 1729-1743 гг. выстроена новая каменная с приделом Петра и Павла. История этого храма тесно связана с трагическим для Твери пожаром 1763 года, когда почти весь город был уничтожен огнем. Люди (а это около 30 человек, включая клир), находящиеся в церкви, погибли. Храм выгорел изнутри дотла.

Возобновленный храм был освящен в 1771 году. В 1777 году по красной линии Косой новгородской улицы (современной ул. Вольного Новгорода) на средства, выделенные Екатериной II, был построен каменный дом причта.

Первые перестройки связаны с дальнейшим строительством теплого храма. В 1836 г. на средства купца А.Кобелева была расширена трапезная с устройством придела во имя святителя Митрофана Воронежского. Купец Н.И. Зверков пожертвовал деньги на возобновление и позолоту иконостаса главного престола и роспись стен церкви, которые были выполнены живописцем Лашиным. Храм стоял на обширной площади, ограниченной с севера застройкой набережной, с запада застройкой улицы Трехсвятской, с востока владениями Святогоровых. В 1930-е годы храм лишился колокольни, главки над куполом, ограды. Были растесаны окна южного придела. В 1935 году вокруг церкви (на месте церковной ограды) был построен четырехэтажный жилой дом (ныне под №13 по ул. Вольного Новгорода), который полностью закрыл храм со стороны улицы и с востока. Таким образом храм оказался практически во дворе.

Здание храма использовалось множеством организаций. Были заложены кирпичом окна восьмерика, сделаны мелкие пристройки. Внутренние помещения были перекрыты множеством перегородок, в т.ч. и межэтажных. Здесь располагались жилые комнаты, тир, клуб служебного собаководства ДОСААФ, обком ДОСААФ, магазины. Отхожие места были устроены в помещении алтаря.

После 1995 года помещения храма арендовали фирмы «Лесма» и «Росток». Здесь ими были открыты обувной и продовольственный магазины. Срок аренды истекал 31 декабря 1999 года, а 1 января 2000 года здание церкви официально передавалось верующим. Почти 40% помещений отводилось прихожанам в качестве приписной церкви Вознесенского собора. Окончательно храм был передан верующим в 2001 году. В 2010-2012 гг. проведена масштабная реставрация [];

7) Комплекс застройки набережной р. Волги (конец XVIII – XX веков). Набережная Степана Разина находится на правом берегу реки Волга. Набережная названа в честь донского казака Степана Разина.

Каменное строительство на набережной началось в середине 1760-х годов после большого пожара в Твери в 1763 году.

Строились дома вплотную друг к другу по принципу "единой фасады". Но тверское купечество осталось недовольно новым строительством домов, привычнее было, когда каждая городская усадьба была отделена от соседей – были промежутки между домами.

Таким образом, от сплошной застройки города отказались, но на набережной Степана Разина остались дома, построенные по принципу «единой фасады».

На набережной Степана Разина находятся: кинотеатр Звезда, дом Ворошиловских стрелков, усадьба Хозинского (набережная Степана Разина, 22/39), каменные двухэтажные дома 18 века.

Набережная Афанасия Никитина находится на левом берегу реки Волги. Свое имя набережная носит в честь великого Тверского путешественника Афанасия Никитина. Активное строительство на набережной началось после пожара 1773 года в Заволжье [];

8) Ансамбль застройки Фонтанной площади. Фонтанная площадь в Твери принадлежит к числу самых совершенных архитектурных ансамблей, созданных в провинциальных городах России екатерининского времени в ходе их регулярной перепланировки. Значение этого незаурядного памятника не ограничивается его архитектурно-художественными достоинствами и той ролью, какую играет Фонтанная площадь в структуре Твери. В полной мере оно выявляется при рассмотрении ансамбля в общероссийском градостроительном контексте, а также в ряду великой европейской традиции королевских площадей (places royales) XVII – XVIII вв., среди которых площадь Амалиенборг в Копенгагене могла послужить непосредственным образцом для тверского ансамбля [];

9) Полуциркульная площадь (Почтовая площадь, ныне Советская) главная площадь города Твери.

Лежит в основе трёхлучевой системы улиц: Новоторжская Советская  Вольного Новгорода, которая была спроектирована архитектором П. Р. Никитиным после большого пожара 1763 года. Улицы расходятся от площади лучами. Такое построение площади придает центру города редкую стройность и композиционную завершенность.

Свои творения на площади также оставили и другие лучшие архитекторы XVIII века: М. Ф. Казаков, В. С. Обухов, А. В. Квасов и другие. Опираясь на богатый опыт строительства Петербурга, Рима и Версаля, русские зодчие нашли интересную архитектурную композицию.

От составления плана до его окончательного практического осуществления прошло почти 100 лет. Только в 60-х годах XIX века этот район был полностью застроен каменными домами по проектам талантливой группы зодчих.

В окружающих площадь зданиях в настоящее время размещаются: резиденция Губернатора Тверской области и другие административные структуры, почтамт, Дом техники, Дом работников просвещения, старейший кинотеатр города «Вулкан».

На фасаде почтамта помещена мемориальная доска с надписью: «Эта площадь в 1917 году была местом массовых митингов и демонстраций революционных рабочих и солдат города Твери».

В 2008 году на площади был сооружён памятник тверскому князю Михаилу Ярославичу [];

10) Комплекс зданий женского епархиального училища (XIX начало XX веков). Трехэтажное кирпичное здание бывшего Тверского Епархиального женского училища было возведено в 1896-1898 годах на месте дома, который принадлежал Голенищеву-Кутузову. Училище являлось полузакрытым учебным заведением, в котором давали сокращенную программу женских гимназий для дочерей православных священников. В наше время в здании размещается детская областная клиническая больница [];

11) Самый заметный и один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Твери – Вознесения Господня – был построен в 1749-1760 годах и перестроен в 1826-1836 годах. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь Вознесения, сгоревшая в XVIII веке. На ее месте в 1749 году начали строить новый каменный Вознесенский храм с южным Богоявленским приделом. Освятили его в 1761 году, но уже в 1763-м он сильно пострадал от пожара и пять лет ремонтировался. Это была характерная для Твери XVIII века церковь типа «восьмерик на четверике», каких немало сохранилось в городе. Отличало ее нестандартное расположение колокольни – она стояла с севера от церкви. Новая колокольня, выше предыдущей, была поставлена с запада в 1805 году.

   В 1818 году возникла идея разобрать старый храм и поставить на его месте новый, по проекту архитектора Н.Легранда. Но работы начались только в 1826 году, когда на строительство выделили деньги тверские купцы И.Ф.Татаринцев и Ф.Н.Бобров. Проект был выбран другой – знаменитого в будущем архитектора И.Ф.Львова. Этот храм стал его первым крупным проектом. Часть стен от прежнего храма была включена в новый объем, сохранилась и построенная в 1805 году трехъярусная колокольня. Работы велись 10 лет; в процессе строительства был несколько изменен проект, к храму добавился северный придел Антония и Феодосия Печерских, на устройство которого еще один тверской купец, И.Д.Подсыпанин, пожертвовал 5000 рублей. Колокольня с ротондой по проекту Львова выстроена не была, осталась старая колокольня, которая оказалась несколько смещенной относительно основного объема церкви.

   Храм представляет собой массивный четверик, украшенный высоким мощным портиком в 6 колонн со стороны северного фасада, увенчанный большой световой ротондой. Его стены украшает рустовка и простой строгий фриз. Алтарного выступа – апсиды – у храма нет.

   В советское время, в 1930-х годах, Вознесенская церковь была закрыта и отдана под склад; все ценности были изъяты. С 1936 года здание церкви было передано областному краеведческому музею, а с 1972-1973 гг. здесь разместился выставочный зал. В 1993 году она была передана Тверской епархии и стала главным городским собором [].

2.2 Застройка Затьмачья

Затьмачье в центральной части сохранило малоэтажную, преимущественно деревянную застройку XIX начало XX веков, посреди которой расположена церковь Белой Троицы середины XVI века. В юго-западной части Затьмачья большой интерес представляют архитектурный комплекс Христорождественского монастыря и незаурядный памятник эпохи капитализма – Морозовский городок [].

1) Церковь Троицы Живоначальной в Затьмачье – древнейшее здание Твери, – была построена в 1564 году на пожертвования московского купца Гаврилы Андреевича Тушинского, направленного Иваном Грозным в Тверь для сбора торговых пошлин. За цвет кровли и глав, покрытых необычной белой черепицей, Собор Белая Троица в Тверихрам получил в народе прозвание «Белой Троицы».

   На первый взгляд это просто большая, красивая, величественная церковь, стоящая на площади в окружении старинных городских особняков, кажущихся рядом с ней совсем маленькими. Если же присмотреться, то сразу бросается в глаза не совсем обычное завершение храма: ее венчает не традиционное пятиглавие, а целых семь глав – одна большая, центральная, и шесть малых. Так было не всегда. Первоначально церковь была одноглавой, с позакомарным покрытием, и значительно меньше, чем сейчас, когда к ней пристроили большую трапезную и высокую колокольню. Изначально у церкви была толькоСобор Белая Троица в Твери небольшая звонница («двои колоколы») над западным входом. В 1584 году к центральной главе добавили еще шесть – малых, боковых.

   Церковь пережила не один городской пожар и целый ряд перестроек. В 1787 году кровля храма уже была не позакомарной, а более практичной четырехскатной, покрытой тесом, а с юго-запада был пристроен Ефремовский придел. В 1793 году при ремонте были растесаны узкие щелевидные окна, перенесен северный вход в храм, поставлен новый иконостас и сделаны новые стенные росписи.

   В 1811 году вместо белой черепицы купола были покрыты белым луженым железом, а в 1812-1815 годах пристроили новую колокольню, – тогда она была ниже нынешней, в два яруса. Третий ярус с небольшим шатровым верхом поставили уже в 1787 году.

   С храмом и его историей связано множество легенд. Так, до сих пор бытует легенда о том, что из храма ведет 250-метровый подземный ход, спасавший местных жителей во время вражеских нападений.

   Древнейший Собор Белая Троица в Тверисохранившийся храм еще до революции периодически становился кафедральным городским собором, когда в Спасо-Преображенском соборе велся ремонт. В советское время в храме практически не прекращались богослужения. Возможно, свою роль сыграло местоположение церкви – в тихом районе, в отдалении от оживленных улиц. С 1935 года собор передали «обновленческой» церкви, а позднее, перед началом Великой Отечественной войны, закрыли. Когда фашисты взяли Тверь, собор был открыт и осквернен. С 1944 года в нем вновь начались богослужения, которые не прекращаются по сей день.

   К сожалению, сейчас мы не можем увидеть прежние округлые главки храма – в 1996-1997 годах они были заменены на шлемовидные и покрашены в черный цвет.

   В церкви Белой Троицы сохраняется одна из святынь Тверской земли – рака с мощами преподобного Макария Калязинского, перенесенная сюда в 1930-х годах, после уничтожения Троицкого монастыря в Калязине [];

2) Христорождественский монастырь расположен в Твери на высоком правом берегу реки Тьмаки среди городской застройки на том месте, которое в старину называлось Горками. Ещё в середине 19 века местность эта считалась окраиной города, и к стенам обители вплотную подступали леса и рощи. С началом фабричного строительства в Затьмачье, в 1860-е гг., Христорождественский монастырь оказался в центре рабочего посёлка. Точное время основания монастыря неизвестно. Однако, впервые, Христорождественский монастырь в письменных источниках упоминается в грамоте, выданной игуменье Ефимии великим князем Василием Ивановичем в 1514 году. Из грамоты следует, что в те годы Христорождественский монастырь уже существовал и имел значительную собственность. В начале 17 столетия монастырь подвергся страшному разорению от литовцев. Сожжённый дотла, Христорождественский монастырь долгое время оставался в запустении и лишь в 1640-е гг., при особом покровительстве царя Алексея Михайловича, возродился и был отстроен заново. Долгое время все постройки обители оставались деревянными. Каменное строительство в монастыре началось с закладки в 1765 году на месте старой деревянной церкви во имя Рождества Христова новой, кирпичной, с колокольней. Время расцвета Христорождественского монастыря приходится на первую треть 19 века и связано с именем её настоятельницы игуменьи Назареты Шванвич, сумевшей привлечь значительные средства пожертвователей, в числе которых были графиня А.И. Чернышёва и генеральша А.А. Полторацкая, и начать интенсивное храмовое строительство. Именно в этот период был создан целый архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях русской классической архитектуры. На месте деревянной Христорождественской церкви в 1810 году закладывается по проекту К.И. России каменный Христорождественский собор, освященный в 1820 году. В конце 18 — начале 19 вв. вместо деревянной ограды монастыря сооружается новая кирпичная с угловыми башнями и двумя воротами. Над восточными воротами в 1808 году возводится трехярусная колокольня (не сохранилась), над западными Спасская церковь с настоятельским и трапезным корпусами. В 1830-1832 гг. юго-западнее собора строится Троицкая церковь с больничным корпусом. Во второй половине 19 века монастырская территория увеличивается вдвое в южном направлении и застраивается деревянными кельями. Новый участок обносится кирпичной оградой с угловыми башнями. В 1882 г. с внешней стороны новой южной ограды Христорождественского монастыря строится церковь Николая Чудотворца для рабочих бумагопрядильной фабрики. К началу 20 века относится последнее крупное сооружение монастыря Воскресенский собор, возведенный у его западного входа [];

3) Интереснейший огромный комплекс фабричных и прифабричных зданий, выросший вокруг Тверской мануфактуры бумажных изделий, начал создаваться в середине XIX века. «Товарищество Тверской мануфактуры бумажных изделий», основанное в 1856-1858 годах московскими купцами Шибаевым, Матюшиным, Каулиным, Залогиным и Брызгалиным, вскоре большей частью было выкуплено знаменитым купцом и фабрикантом Саввой Морозовым, основателем одной из богатейших купеческих династий России.

   С 1872 года владельцем тверской фабрики стал внук С.В.Морозова Абрам Абрамович. Он значительно расширил прядильное и ткацкое производство; благодаря усилиям его жены Варвары Алексеевны, в последние годы жизни мужа фактически полностью взявшей на себя управление фабрикой, был выстроен целый ряд благотворительных учреждений: больница, аптека, родильный приют, приют для сирот, ясли, «санатория», дом призрения, богадельня, училище, библиотека.     При сыне А.А. и В.А.Морозовых, Иване Абрамовиче, производство расширилось еще больше. Продолжилось строительство и других заведений: в 1890-1900-х годах были возведены кирпичные многоэтажные казармы и общественные здания. В 1898-1900 годах был построен Народный театр по проекту архитектора В.К.Терского (первоначально он назывался «чайная и зал для спектаклей»). После сильного пожара 1902 года цеха и другие здания пришлось отстраивать заново – уже по более современным проектам.

   После нескольких революционных выступлений и забастовок рабочих театр и библиотека были закрыты, в бывшем театре разместился архив конторы.

   «Морозовский городок» строился по четкому плану, жилые дома и лечебные учреждения были сосредоточены в одной части кварталов, производство – в другой. Сами здания очень интересны по своей архитектуре. Краснокирпичные казармы и жилые многоквартирные корпуса выполнены в стиле эклектики и модерна. Особенно замечательна казарма «Париж» 1910-1913 годов постройки – это необычное здание в стиле «романтизированного модерна». Лечебные и учебные заведения выглядят проще – это скромные деревянные и каменные постройки более раннего времени.

   В казармах и жилых корпусах и поныне живут люди; в советское время этот район был переименован в «Двор Пролетарки» – по получившей новое название текстильной фабрике. Это один из интереснейших образцов российской промышленной и гражданской архитектуры, хотя жизнь в давно не ремонтированных корпусах, которым уже более 100 лет, сейчас уже не кажется такой удобной и обустроенной, как раньше [].

2.3 Застройка Затверечья

В Затверечье интересна уцелевшая трассировка улиц, составленная архитектором П. Р. Никитиным и живописный ритм храмов, доминирующих в городском ландшафте. Здесь расположен ансамбль церкви Екатерины (XVIII – XIX веков), ряд усадебных комплексов, церковь Никиты-Мученика, церковь Мины и Виктора, а также ряд памятников гражданской архитектуры вдоль набережной р. Тверцы [].

1) Церковь Великомученицы Екатерины Свято-Екатерининского женского монастыря построена в 1774-1781 гг.

Архитектурно храм выполнен в формах развитого барокко с присущим Тверским храмовым сооружениям двусветным внушительным восьмериком. Построен в 1774-1781 гг. по благословению архиепископа Платона на месте деревянной ветхой церкви в то же наименовании с приделом святого Николая.

Существует предание, что императрица Екатерина II пожертвовала на постройку каменного храма 500 рублей. В 1806 г. Екатерининская церковь была расширена пристройкой второго придела в честь Рождества Иоанна Предтечи и иконы Божьей Матери "Умиление".

19 октября 1813 г. он был освящен, В 1819 г. храм украсили стенной росписью, а в 1835 г. пристроили к церкви паперть. До 1917 г. при церкви была трехъярусная колокольня, от которой сохранился только нижний ярус.

В советский период на территории церкви размещались: гараж, мастерская, склад. Были утрачены настенные росписи, разрушена колокольня, для хозяйственных нужд изменена внутренняя планировка храма.

В конце 1989 г. часть храма была передана верующим, и с 7 декабря 1989 г. церковь стала действующей, хотя еще до 1992 г. основную храмовую и алтарную часть занимало государственное учреждение. С 15 июня 1996 г. церковь, ранее относившаяся к подворью Вознесенского Оршина женского монастыря, указом правящего архиерея преобразована в Свято-Екатерининский женский монастырь. Утвержден Определением Священного Синода от 16 мая 1996 г. с назначением настоятельницы монахини Иулиании (Ритониеми Киреи Марита), которая в 2000 г. возведена в игумении с освобождением от обязанностей настоятельницы Вознесенского Оршина монастыря [];

2) Церковь Никиты Мученика. Высокая, внушительных размеров, некогда очень красивая церковь Никиты Мученика была построена в 1763-1774 годах на месте прежней деревянной. В 1764 году был освящен основной объем, а в 1774 году – южный придел. Церковь была выстроена в стиле барокко, но высокий четверик позднее скрыли пристройки – трапезная, приделы, – и теперь он как бы «вырастает» из крыши трапезной. На восьмерике сохранились красивые резные наличники.

   В советское время храм был закрыт, снесены верхние ярусы колокольни. Здание не реставрировалось с 1926 года [];

3) Церковь Мины и Виктора в Твери (ул. Кропоткина, д.62/1) построена в 1805 г. в формах, переходных от барокко к классицизму. Кирпичная кладка, детали декора и цоколь белокаменнные. До 1828 года кровля была тесовой. На данный момент от церкви сохранился лишь основной объем типа "восьмерик на четверике" (трапезная с приделом и колокольня разобраны в 1860-х гг.). В 1976-1977 церковь была реставрирована. Весной 2006 года над куполом восстановлен позолоченный крест. Церковь Мины и Виктора до сих пор остается важным архитектурным памятником Затверецкой части города Твери [];

4) Церковь Сергия Радонежского в Твери сооружена на средства тверского купца Г.Богданова в 1775-1780 гг. на месте деревянного храма Воскресения. Новое наименование церковь получила по иконе Сергия Радонежского, которую тверской архиепископ Арсений привез в те годы из Троице-Сергиевой лавры.

Первоначально храм имел один теплый придел во имя Ильи Пророка. В 1834 г. на средства купца М.Богданова по проекту архитектора И.Ф.Львова были выстроены новые трапезная с двумя приделами (Ильинским и Алексея Человека Божия) и колокольня. Кирпичная оштукатуренная церковь Сергия Радонежского с белокаменным цоколем построена по трехчастной продольно-осевой схеме. Одноглавый двусветный четверик храма имеет пятигранную апсиду. Широкая прямоугольная трапезная с запада включает в свой объем нижний ярус колокольни. Не сохранившиеся верхние ярусы  квадратный второй и круглый третий имели крупные арочные проемы звона.

Существующий ныне четверик храма завершён восьмигранной вспученной кровлей, над которой возвышается высокий (около 2 м) глухой цилиндрический барабан с возведённой во время реставрации 1977 года луковичной главкой [].

2.4 Застройка Заволжья

Эта часть города наиболее подверглась реконструкции и сносу, а также уничтожению исторической планировочной структуры во второй половине XX века. Сохранился Успенский собор Отрочь монастыря (1722 год). Основная часть Тверского Отрочь монастыря была разрушена при строительстве речного вокзала в 30-х годах XX века, в настоящее время являющегося памятником архитектуры советского времени. На набережной Афанасия Никитина сохранилась церковь Воскресения (Трех Исповедников), что за Волгой (первая четверть XIX века) с приделом в стиле ампир – одна из ранних работ К. И. Росси. Одной из лучших в Твери построек в стиле раннего классицизма является жилой дом (XVIII в.), образующий с Воскресенской площадью цельный архитектурный ансамбль площади – “кармана”. В панораме Заволжской части, открывающейся со стороны реки, этот ансамбль занимает главенствующую роль [].

1) Успенский собор Отроч монастыря в Твери сооружен в 1722 г. при Петре I на месте древнего собора, построенного в 1269 году (остатки его сохранились), но с некоторым смещением относительно него к востоку. Габариты древней постройки вписаны в западный объем новой церкви, выступая своей восточной частью с апсидой в ее центральное пространство. Инициатором строительства нового храма был митрополит Сильвестр Крайский, переведенный в Тверь из Смоленска. Кирпичные стены Успенского собора оштукатурены, наличники белокаменные. До конца XVIII в. кровля была тесовой. В 1850 г. интерьер Успенского собора украсила сюжетная темперная стенопись. В 1868 г. с востока в углы здания встроили низкие прямоугольные объемы, похожие на прирубы к алтарям деревянных церквей. В южной пристройке Успенского собора разместили ризницу, которую в 1904 г. превратили в придельный алтарь во имя Серафима Саровского (на средства кашинской мещанки Н.В.Егоровой). План храма в виде латинского креста с гранеными рукавами, тектоника и декор фасадов не только характерны для позднепетровского времени, но и сходны с культовыми сооружениями рубежа XVII - XVIII вв. в Смоленске [];

2) Церковь Воскресения (Трех Исповедников) расположена на левом берегу Волги. Единственный из тверских храмов, сочетающий в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. В народе Воскресенская церковь более известна по наименованию одного из приделов Трех Исповедников: Гурия, Самона и Авива. Освящена в 1731 г.

Престола три: главный Воскресения Христова, придельные: а) святых мучеников Гурия, Самона и Авива и б) Божией Матери "Взыскание Погибших".

На этом месте предположительно с XV века находился деревянный храм в честь Параскевы Пятницы. В 1709-м году упоминаются две деревянные церкви в честь Воскресения Христова и святых мучеников Гурия, Самона и Авива. К 1725-му году Воскресенская церковь совсем обветшала, и прихожане обратились к Тверскому епископу Феофилакту за благословением на постройку нового каменного храма.

Строительство велось с 1728-го по 1731-й год на средства местного купца Герасима Седова. Он торговал пенькой и хлебом в Вышнем Волочке и других городах, а также занимал должности земского бургомистра и старосты «у мирских поборов», а в конце жизни решил пожертвовать деньги на строительство нового храма в своем приходе.

В 1797-1805 годах храм обновлялся усердием именитого горожанина Макария Блохина. Был установлен новый иконостас, первоначальный наружный декор был срублен и заменен существующим. Храм вновь освятили в 1806-ом году.

В 1815-1822 годах на средства городского головы Егора Зубчанинова возведен южный придел по проекту Карла Росси, освященный в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Эта икона чудесным образом появилась в доме Зубчаниновых, находившемся рядом с храмом, и не раз спасала семью от различных несчастий. В один год Егор Зубчанинов из богатого купца едва не стал нищим, когда снаряженный им караван погиб (уцелело лишь одно судно), и Егор Иудич не смог выполнить обязательства по поставке хлеба для войска. Во сне он увидел Богородицу, которая указала ему на образ «Взыскание погибших», хранившийся в доме. Купец Зубчанинов горячо молился и дал обет, что все деньги с уцелевшего судна принесет в дар Царице Небесной. Дела его быстро поправились, и во исполнение обета он выстроил придел в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших», куда передал свою чудотворную икону. Иконы для иконостаса были заказаны им в Академии Художеств в Петербурге. Пожертвования на отделку храма были внесены купцом Андреем Васильевичем Назаровым. Купцом Блохиным была пожертвована риза на икону из крупного жемчуга с разноцветными камнями и сребровызлащенные оклад и венчик. Придел был освящен архимандритом Гедеоном.

С Иконой «Взыскание погибших» устраивали крестные ходы, жители 3аволжья принимали ее в своих домах, перед началом всякого дела служили перед этим образом молебен. К сожалению, судьба чудотворного образа после революции 1917-го года неизвестна.

В Воскресенской церкви в настоящее время находится новонаписанная чтимая Икона Божией Матери «Взыскание погибших».

После революции 1917 года церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. В годы Советской власти в здании церкви располагались музей здравоохранения, дом санитарного просвещения, морской и шахматно-шашечный клубы. Храм Воскресения Христова в 1993 году был передан Тверской епархии, а в 1997 году в нем начались богослужения.

К празднованию 870-летия города Твери в 2005 году была восстановлена колокольня [].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Город Тверь в границах исторической части, в основном, сохранил сложившуюся в конце XVIII века планировочную структуру. Сохранилась лучевая (тангенциональная) планировка XVIII века, связанная с деятельностью архитекторов Никитина и Квасова, сохранились исторические направления улиц регулярной планировки и исторических трактов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПОМЕЩЕНИЯ КАФЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА КУРГАНА

2. Порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход в городе Твери и эффективность его применения

3. Вопрос об исторической основе русского литературного языка старшей поры

4. Теплоснабжение района города Луцк

5. Экологическое жилье в структуре города

6. Расчет систем теплоснабжения микрорайона города

7. Ассортимент и качествовареных колбас, реализуемого в торговых предприятиях города Таганрог

8. Цели, предмет и вид деятельности Мирового суда по Орджоникидзевскому району города Уфы РБ

9. Формирование представления о структуре, функционировании отдела ЖКХ и благоустройства администрации города Новокузнецка

10. Структуры данных в динамической памяти и разработка программного комплекса «Улицы города»