Воспитание шпаргалка
Работа добавлена: 2016-05-29





ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Воспитание как социальное явление.

2. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

3. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

4. Закономерности и принципы воспитания.

5. Современные концепции содержания воспитания в отечественной педагогике. Характеристика авторских воспитательных систем.

6. Системный подход к воспитанию. Сущность понятия «Воспитательная система».

7. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.

8. Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Педагогические условия эффективного использования методов. Проблема выбора методов и форм в воспитательной работе

9. Понятие «форма воспитания». Классификация форм воспитательной работы.

10. Сущность коллективного творческого воспитания.

11. Коллективное творческое дело как центральный элемент коллективного творческого воспитания. Технология организации КТД Понятие коллектива, его роль в формировании личности.

12. Понятие «коллектив». Признаки коллектива.

13. Этапы формирования детского коллектива.

14. Цель, задачи, функции, методы, методики изучения процесса коллективообразования в классе

15. Проблема детского коллектива в трудах А. С. Макаренко.

16. Семейное воспитание: проблемы, функции, задачи. Стили семейного воспитания. Факторы воспитания в семье. В.А.Сухомлинский о семейном воспитании (пот книге «Родительская педагогика»)

17. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях. Общая характеристика массовых, дифференцированных и индивидуальных форм организации взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся. Технология проведения педагогического лектория, родительского собрания

18. Характеристика индивидуальных форм взаимодействия учителя с родителями. Соблюдение учителем этических норм по отношению к родителям учащихся.

19. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

20. Педагогическое просвещение родителей в современной школе.

21. Значение и место диагностики в воспитательном процессе. Воспитательный процесс как объект диагностики. Критерии оценки школьного воспитательного процесса.

22. Трактовка воспитания в федеральных документах: определение ключевых категорий «воспитание», «образование» в тексте Федерального закона и Стандарта начального образования.

23. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования в соответствии с содержанием ФГОС начального общего образования

24. Актуальные направления воспитания по «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2020 гг.

25. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования (принципы, категории, направления, показатели нравственной воспитанности).

26. Формирование эстетической культуры личности.

27. Формирование экологической культуры личности.

28. Особенности организации воспитания на современном этапе развития общества в условиях активной миграции населения

1 Воспитание как социальное явление.

Воспитание в широком смысле - это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.

Воспитание как социальное явление - это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, её взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи ((например, воспитание определённых черт характера, познавательной активности и т.д.)

Таким образом воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе развития у неё:

1.Определённых отношений;

2.Мировоззрения;

3.Форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

2 Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

Воспитание– передача накопленного опыта от старших поколений к младшим; направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни (И. П. Подласый).

Главнаяцель воспитания– формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть полезным этому обществу.

Задачи воспитанияопределяются так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, скромности, доброты,бескорыстности.

Особенности воспитательного процесса

1. Целенаправленность. Основным ориентиром в воспитании служит общественная направленность. Педагог должен видеть модель, к которой он стремится, проистекающая из нее цель должна быть понятна воспитаннику, он должен ее принять и понять – тогда будет эффективным воспитание.

2. Многофакторность процесса. При его осуществлении учитель должен учитывать большое количество объективных и субъективных (внутренние потребности личности) факторов. Чем больше совпадают влияние учителя и объективных факторов, тем успешнее воспитание.

3. Значимость личности педагога. Огромную роль в воспитании играет личность педагога: его умения, черты характера, качества, ценности.

4. Отдаленность результатов от непосредственного воспитательного воздействия – воспитание не дает мгновенного эффекта.

5. Непрерывность. Это процесс постоянного взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие не приведет к результату, необходима система работы.

6. Комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненное идее целостности формирования личности.

3 Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются егофундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы: диагностичность, противоречность,целенаправленность, систематичность, вариативность,оптимистичность.

ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ

Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Пример: в класс пришёл новый классный руководитель…, в классе случилось ЧП…, введён новый учебный предмет… — всё влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

Диагностичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития – человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.

Внутреннее [ это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.

Внешние [ противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.

Общие (универсальные) [ противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Индивидуальные [ противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог – теперь могу, не умел – теперь умею, не знал – теперь знаю…

ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ– интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость.

ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог Ú воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей).ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы:

Формирование личности, управления её развитиемсогласно потребностям общества. И второе направление, как его сегодня называют

Гуманистическое, обращённое к личности воспитанника, к созданию условий для его внутреннего потенциала. И на этой основе – к социализации и самоактуализации.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ

Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д.

ВАРИАТИВНОСТЬ

Так, организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно стоит перед выбором: парадигм воспитания, концептуальных идей стратегических и тактических задач, средств, методов и приёмов их наиболее эффективной реализации; определённых педагогических технологий и организационных форм. Знамением нашего времени стала тенденция роста количества (и качества) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных творческих коллективов. Постепенно в теоретическом осмыслении науки воспитания и практической деятельности педагог развивает своюпрофессиональную педагогическую позицию. И чем выше мастерство, тем уникальнее и неординарнее, ярче эта позиция.

ОПТИМИЗМ

Процесс воспитания логично строиться как процессоптимистичный, базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение.

Мир чудесный, радостный, но и противоречивый – бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В миссию воспитания входит научить ребёнка жизни. Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения.

Логика воспитательного процесса

А. С. Макаренко сформулировал основные положенияпедагогические логики – логики организации и развития педагогического процесса.

«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.

Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным – всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.

Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребёнка и поступательным движением общества.

Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путём».

4 Закономерности и принципы воспитания

Закономерности воспитания– это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.

Принципы воспитания– это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.Внешниезакономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

Внутренниезакономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:

• воспитание всегда связано с обучением;

• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;

• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;

• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.

требования воспитательного процесса:

– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;

– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуро сообразность, гуманизация, дифференциация.

5 Современные концепции содержания воспитания в отечественной педагогике. Характеристика авторских воспитательных систем.

Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов.

Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской, А.Луначарским, А.Макаренко и другими. Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-ых годов. Сегодня она претерпевает изменения, хотя многие ее положения сохраняют свое значение для современного образования. Целью коммунистического воспитания было формирование всœесторонне и гармонично развитой личности, гражданина-коллективиста͵ личности социалистического типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма, политической активностью, патриотизмом и интернационализмом, коммунистическим отношением к труду. Воспитание базировалось на принципах˸ коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в коллективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемственности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности. Система этих принципов реализовывалась во всœех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания˸ идейно-политическое, нравственное, трудовое, правовое и т.д. Средства воспитания составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность и пр.

6 Системный подход к воспитанию. Сущность понятия «Воспитательная система».

Системный подход к воспитанию и его идея

Иначе выглядит система методов воспитательного воз-действия, методов тактического плана. Исходным для об-наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше-ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор-мам его культурные контуры.

Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме-тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна-чению.

Воспитательная система— это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности,

укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д),

расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды,

созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.

Структура воспитательной системы.

Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

Управлениевоспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

Содержание воспитательной системы –совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

Организация воспитательной системы –реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

Общение –единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Для определения уровня сформированности воспитательной системы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок:

критерии факта и критерии качества.

Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в детском объединении воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии фактамогут быть представлены такими показателями, как:

упорядоченность жизнедеятельности (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям);

наличие команды единомышленников или сложившегося единого детского коллектива;

интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий, выраженных в теоретической концепции.

Критерии качестваскладываются из таких показателей, как:

степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

общий психологический климат, стиль отношений, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.

7 Авторитарные и гуманистические воспитательные системы.




Возможно эти работы будут Вам интересны.

1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2. Воспитание музыкального восприятия умственно отсталых детей

3. Воспитание трудных подростков в педагогической системе А.С. Макаренко

4. Влияние примера и авторитета родителей на успешное воспитание детей

5. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ

6. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения посредством литературных сказок С.Я. Маршака

7. Интеллектуальная недостаточность. Особенности развития лиц с данной патологией. Воспитание и обучение лиц с данной патологией

8. Личные права и обязанности родителей и детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей

9. Статистика: шпаргалка

10. Шпаргалка по философии